В настоящее время мало кем отрицается, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека.
Осуществление этой задачи требует внести существенные изменения в содержание начального образования, методы и средства обучения, которые должны быть направлены на формирование личности школьника в целом: его интеллектуальной, волевой и эмоционально-ценностной сфер. В сфере интеллектуального развития младших школьников накоплен огромный опыт как педагогической наукой, так и практикой. При рассмотрении другого компонента образования остаются актуальными слова Л.В. Занкова о том, что в школе «личность ребенка подменяется интеллектом, а если сказать точнее - мышлением. Многочисленные свидетельства этому можно найти в любом методическом пособии. В лучшем случае иногда упоминается о воле и эмоциях, но дальше декларативных заявлений дело не идет» (4, с. 158). Хотя ещё К.Д.Ушинский писал: «Нет, одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто, и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество» (20, с. 31). Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности его потребности в движении. Однако имеющиеся аффективные впечатления современного ребенка часто бывают отрывочными, однобокими и беспорядочными. Даже в самых нормальных и, казалось бы, благоприятных условиях ребенок часто недополучает адекватной аффективной стимуляции. Избыточная активность одних эмоциональных переживаний не может компенсировать пассивность других. Это создаёт трудности формирования у ребёнка адекватного эмоционального образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним. У детей может накапливаться даже особый эмоциональный голод к определенному ряду впечатлений, способствующий нестабильности их поведения. Не случайно учителя отмечают возрастание отклонений эмоционального развития современного ребенка - появляется все больше и больше детей склонных к ссорам и агрессии, детей избегающих своих сверстников, замкнутых и т.д.
Нельзя сказать, что проблема эмоционально-ценностного образования и волевого развития ребенка нова, она имеет свою историю на всех этапах развития образования и педагогики. В настоящее время найден ответ на многие вопросы в данном направлении. Работы Л.С.Выготского, СЛ.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других показали прямую связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Доказаны необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер), обоснован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н. Скаткин), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И Равкин, М.В.Богуславский), показана роль эмоций в воспитании (Б.И.Додонов, П.МЯкобсон, А.Я.Чебыкин), формирование ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В.Куликова, Т.В.Равгина, Г.П.Савкина, А.Д.Солдатенков), влияние усвоенных ценностей на качество личности ребенка и его поведение (И.Я.Скворцова, О.Н.Прокопец).
Однако анализ психолого-педагогических исследований, школьных учебников и учебных пособий, данные анкетирования учителей показывают, что попытки решить эту проблему оказались недостаточными. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у младших школьников требует теоретического обоснования. Именно в этом возрасте проявляется сензитивность эмоционального развития, закладываются основы ценностных ориентаций и волевого развития. (11, с.4)
Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.
Актуальность проведенного исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к обучению и недостаточностью научных знаний, описывающих этот процесс.
Целью работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс реализации методов эмоционально-ценностного компонента образования в начальной школе.
В ходе эксперимента проверялась гипотеза, предполагающая, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если: обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и эксперимент; контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.
Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР
Суть современного развивающего методического подхода к обучению ребенка решению задач состоит в том, что методика желает сформировать у учащегося самостоятельную учебную деятельность, в том числе и в плане решения задач. Иными словами, речь идет не о том, чтобы научить ребенка узнавать и решать огр ...
Исторические предпосылки развитие народного образования в XIXв
В номере журнала "Ясная поляна", о котором я упоминала ранее, автор с горечью писал: " . [в народе] распространяется грамотность и не распространяется образование; почти весь народ делается грамотным и почти весь остается совершенно необразованным; выходя из школы, он уносит с собою ...
Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.