Понятие ценность - одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. За последние годы появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценности, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике (З.И.Равкин, Н.Д.Никандров, В.Г.Алексеев, С.Ф.Анисимов, В.П.Тугаринов и др.).
В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности — суть предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» (19, с.11). Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет необходимость их для удовлетворения потребностей.
Т.П. Гаврилова считает, что «ценности - это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» (2, с.7). Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей.
По П. Менцеру ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением (22, с.507). Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремится.
В философском словаре дано такое определение: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (21, с.534). В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности. Но в философской литературе чаще для обозначения отрицательного значения ценности употребляется понятие антиценность.
Таким образом, можно считать, что ценность это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.
Среди бесконечного многообразия значений можно выделить лишь весьма незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие, непреходящие ценности): жизнь, здоровье, знание, труд и т.п. З.И. Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их национальное своеобразие» (13, с.7). Далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро - нравственно высшее, красота - эстетически высшее, истина - высшая ценность в познании, справедливость - высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей - абсолютные, высшие, приоритетные составляют систему базисных ценностей. Следующая ступень - это большое разнообразие личностно-значимых ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и множества других факторов.
Задача школы заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у школьников. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой - необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентации в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей, профессиональной ориентированности.
Анализ исследований в области аксиологии (Равкин З.И., Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Любимова Т.В. и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: нравственные, интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, валеологические, материальные.
Следующим (элементом эмоционально-ценностного компонента являются эмоции.
В круг основных эмоциональных явлений входят эмоции, чувства, настроения, аффекты. Все эти понятия роднит то, что в них отражается отношение к действительности. Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме непосредственного переживания. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.
Система упражнений для обучения аудированию
В результате проведенного исследования и изучения опыта методистов, занимавшихся данной проблемой, была разработана следующая система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе. Система включает в себя подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц, подготовительные уп ...
Сенсорное развитие как важное звено познавательного развития ребёнка
раннего возраста
Прежде чем мыслить ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущ ...
Психологические особенности развития школьников
Успех формирования внимания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития школьников и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка [40, с.187]. С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на период ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.