Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района.
В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста.
Нами были исследованы следующие параметры:
схематического мышления посредством теста Когана;
логичности мышления посредством методик, исследующих:
способность обобщать – «Обобщение понятий»,
способность классифицировать – «Классификация»,
способность сравнивать – «Сравнение».
Тест Когана (Приложение А).
Цель – исследование схематического мышления.
У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости.
В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы:
3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;
1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме;
8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.
Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты теста Когана
Распределение фигур |
Количество детей (в%) |
по форме и цвету |
0 |
по форме |
3 (25%) |
по цвету |
1 (8%) |
отсутствует |
8 (67%) |
Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак.
Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты теста Когана
Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%.
Методика «Обобщение понятий» (Приложение Б).
Цель – исследование логичности мышления.
При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими:
Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%).
Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%).
Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%).
Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%).
Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%).
Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%).
Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%).
Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%).
Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%).
Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Обобщено понятий |
Количество детей (в %) |
менее 30% |
2 (17%) |
нет обобщений |
10 (83%) |
Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного
языка
неуспеваемость школьник иностранный язык Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности. Можно выделить три группы причин школьных неудач: со ...
Особенности применения принципа системности и
систематичности
Одним из принципов, трактующим о содержании учебной деятельности и раскрывающим её предметную основу, является принцип системности и последовательности. В традиционном плане он содержит очень важное требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или уме ...
Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников
речевому этикету
Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки: 1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают. 2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области рече ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.