Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района.
В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста.
Нами были исследованы следующие параметры:
схематического мышления посредством теста Когана;
логичности мышления посредством методик, исследующих:
способность обобщать – «Обобщение понятий»,
способность классифицировать – «Классификация»,
способность сравнивать – «Сравнение».
Тест Когана (Приложение А).
Цель – исследование схематического мышления.
У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости.
В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы:
3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;
1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме;
8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.
Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты теста Когана
Распределение фигур |
Количество детей (в%) |
по форме и цвету |
0 |
по форме |
3 (25%) |
по цвету |
1 (8%) |
отсутствует |
8 (67%) |
Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак.
Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты теста Когана
Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%.
Методика «Обобщение понятий» (Приложение Б).
Цель – исследование логичности мышления.
При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими:
Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%).
Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%).
Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%).
Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%).
Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%).
Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%).
Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%).
Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%).
Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%).
Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Обобщено понятий |
Количество детей (в %) |
менее 30% |
2 (17%) |
нет обобщений |
10 (83%) |
Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Психолого-педагогические особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового
возраста составляет
его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два
этапа
подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...
Опытное преподавание
Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и методическую литературу. После чего были разработаны и проведены факультативные занятия по теме «Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины». Опытное преподавание осущес ...
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся
средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.