Индивидуальная форма работы с обучающимися по теме урока «Землетрясение. Причины возникновения. Прогнозирование»
Эта форма может явиться самой эффективной для достижения поставленной цели преподавателем, однако она редко реализуется в полной мере, так как существуют ограничения по времени, да и бывает так, что преподаватель просто не успевает помочь абсолютно всем.
Заключается она в консультировании обучающихся при выполнении ими задания. Использование справочного материала или обеспечение доступа к интернет-ресурсам может позволить обучающимся найти нужную информацию, в ходе работы учитель лишь корректирует действия обучающихся.
Существуют так же нестандартные формы уроков, такие как экскурсии, игры, интерактивные квесты и др. Эти формы используются наиболее редко, хотя и являются самыми эффективными. Частота их использования обусловлена рядом трудностей в подготовке и проведении. Объем «бумажной» работы в этих формах очень велик. Процесс подготовки трудоемок и не обладает таким качеством как мобильность. Нужны подходящие погодные условия, местность, транспорт, разрешения от родителей (законных представителей), согласование действий с руководством образовательного учреждения или иного учреждения, если таковое потребуется.
Основной методикой обучения правилам безопасного поведения во время землетрясения является фронтальная форма проведения урока, лекция, в которой приводится ряд иллюстраций и правил поведения. Согласно тематическому планированию для 7-го класса, в курсе ОБЖ отводится под тему «землетрясения» 3 часа урочного времени [2,11]. В эти часы входят темы:
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия;
Защита населения от последствий землетрясений;
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Примерные план-конспекты уроков есть в приложении к диплому.
Все эти занятия проводятся преимущественно во фронтальной форме. Это предполагает, что обучающимся просто подскажут некоторые правила, которые могут вспомниться, а могут и не вспомниться. Вряд ли кто-то из обучающихся в опасный момент начнет вспоминать «что там было написано в своде правил, на плакате в кабинете ОБЖ». Преподавателю не стоит забывать что в случае реальной угрозы, на обдумывание своих действий нет времени, ведь землетрясение, как бедствие скоротечно [2,34], 5–20 секунд. Следовательно, обучающийся в этот момент должен не только суметь собраться и не давать волю панике, но и правильно и четко выполнять полезные инструкции. Основной целью преподавателя является все-таки небольшая сводка правил поведения при землетрясении и после него:
С началом толчков, если имеется небольшой запас времени, необходимо погасить огонь, закрыть подачу газа, отключить электричество.
Если обучающийся находится в школе, то следует забраться под парты, закрыть руками лицо и голову, отвернуться от окон.
В любом здании лучше всего находиться ближе к капитальным стенам.
Нельзя пользоваться лифтом.
Оказавшись рядом с рухнувшим домом, не пытаться самостоятельно разобрать завал.
Если вы покинули здание, то отойдите на безопасное от него расстояние, на открытый участок.
На улице не подходите к линиям электропередач, деревьям, рекламным щитам, разрушенным и полуразрушенным зданиям.
Оказавшись под обломками, нужно не поддаваться панике, трезво оценить ситуацию. Необходимо экономить силы и энергию, по возможности найти чем укрыться [3,44].
Все эти правила даются в виде блок-схем, плакатов или списка в презентации.
Существует так же специальная литература, в которой так же продемонстрированы правила, они могут немного отличаться, но смысл один и тот же. Единственное отличие заключается лишь в подаче информации и мотивации для обучения. Получается, что если человек берет самостоятельно такую книгу, об обучении выживанию в экстремальных ситуациях, то и мотивация у человека иная, следовательно, комплекс приемов преподавания должен быть иным. Особенностью подачи материала как в учебниках, так и в литературе не для образовательных учреждений является системность и последовательность.
Образовательная компетентность
Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-знач ...
Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...
Целесообразность использования тестов на старшем этапе обучения английскому
языку
К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.