Землетрясения – это одни из самых страшных и разрушительных по своей мощи природных катастроф, подвергающие опасности сотни тысяч жизней и уносящие с собой многие человеческие жертвы, вносящие панику и хаос мировых масштабов. 7 декабря 1988 года в Армении произошло одно из самых крупных и запоминающихся землетрясений, названное Спитакским по наименованию города, ныне полностью стертого с лица Земли. В несколько секунд этого землетрясения погибло более двадцати пяти тысяч человек и ещё несколько сотен тысяч людей получили ранения. Оставшись без крова и помощи множество людей не знали что делать и как действовать дальше. Ашхабадское землетрясение ночью 6 сентября 1948 года унесло более ста тысяч жизней взрослых и детей. В Китае в 1920 году погибли 200 тыс. человек, в 1923 году в Японии – более 100 тыс. Примеров катастрофических землетрясений, повлекших за собой большие жертвы, очень много.
Более 250 тысяч человек в 1975 году, стали жертвами очень сильного Тяньшаньского землетрясения в Китае. 3100 человек в 1980 году в Италии погибли от сотрясания Земли, 2500 человек в 1981 году в Иране были погребены под обломками или погибли в результате последствий земных толчков. 1993 год и сильнейшее землетрясение поразило японский город Кобе, вызвав пожары, последствия этого землетрясения потрясают: опустошенные кварталы, массовые человеческие жертвы. Сан-Франциско, 1994 год, сотрясая землю, стихия разрушила автомобильные эстакады. Нефтегорск, 1995 год, несколько зданий было разрушено, в результате под обломками было погребено 2000 человек. Афганистан, 1998 год, мощное землетрясение зимним вечером. Ещё одна зарубка для стихии, ещё одна тысяча жертв для людей.
Список жертв не сокращается, ведь человек не в силах прекратить движение земной коры. Землетрясения происходят часто, это может случится в любой момент, в любом районе земного шара, неся с собой разрушения и приводя к многочисленным жертвам. Прогнозирование этого явления несовершенно, если не сказать, что его вообще нет, поэтому ученые-сейсмологи прилагают массу усилий для выявления алгоритма явлений предшествующих землетрясению.
Недавнее происшествие на Фукусиме показало насколько могут быть разрушительными последствия синтеза катастрофы и антропогенного вмешательства в природу. Ведь радиоактивный распад может длиться веками. Радиация – обобщенное понятие. Оно включает различные виды излучений, часть которых встречается природе, другие получаются искусственным путем. Радиация не имеет вкуса, запаха, цвета, звука, без приборов невозможно определить её уровень. Ученые пока что только предполагают уровень влияния этой катастрофы на будущее человечества.
Каждое новое землетрясение несет в себе внутренние изменения, поэтому диагностика и запись предпосылок крайне сложна, а опыт, безусловно, разрушителен, но, тем не менее, крайне ценен. Мощность большинства землетрясений очень мала, сами по себе землетрясения происходят миллионами, но мы их не ощущаем. Но, когда происходит сильное столкновение тектонических плит, высвобождается энергия, сравнимая по мощности со взрывом атомной бомбы, а зачастую, даже не одной бомбы. Первая волна, провоцируемая сдвигом плит, имеет такие же свойства как и звуковой удар: дрожание окон, сотрясание земли. Однако, первичные волны – несут меньшее количество энергии по сравнению со вторичными. Вторичные волны – наиболее опасные и считаются самыми разрушительным видом сейсмических волн, так как они несут в себе основную энергию, полученную от трения или удара плит друг о друга. Дело в том, что в момент трения плит и их зацепления друг за друга создается очень большое давление, затем, при разрыве сцепления высвобождается энергия. То есть первичная волна – является следствием напряжения земной коры, тогда как вторичные волны являются прямым следствием толчка [5,54]. Одним из наиболее разрушительных эффектов, которые несут в себе землетрясения, является «разжижение почвы» [4,18]. Дело в том, что когда начинается тряска, то почва, приходящая в движение, начинает разрыхляться, становясь мягкой. Снижается плотность поверхности, из-за этого здания и другие объекты как бы проваливаются вниз. А если почва состоит из песка, или в процентном отношении этого песка очень много, то разжижение имеет очень большую степень из-за того, что данному материалу нечем скрепиться между собой.
В Красноярском крае, несмотря на то, что он находится на тектонически устойчивой плите, находясь не на разломах, сейсмическая активность очень небольшая. Однако, до этого района периодически доходят отголоски землетрясений произошедших в республике Тыве, а так же на Алтае. Последние толчки были зафиксированы зимой 2012 года. Тогда их сила составила 3,1 балла. Этого хватило чтобы люди среагировали. Но вот среагировали ли они правильно?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по подготовке учащихся к адекватным действиям в условиях землетрясения.
Предмет исследования: инновационные формы и методы по подготовке учащихся к адекватным действиям в условиях землетрясения.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и практически применить эффективные формы и методы обучения алгоритму действий во время природной катастрофы – землетрясения.
Гипотеза исследования: подготовка учащихся к адекватным действиям во время землетрясения будет эффективной при условии применения эффективных форм работы при реализации метода инсталляции.
Исходя из цели и гипотезы, определились задачи исследования:
1. Проанализировать сейсмологическую обстановку на территории России;
2. Выделить причину гибели и травматизма людей при землетрясениях;
3. Обнаружить и разработать инновационные формы и методы по подготовке учащихся;
4. Практически применить инновационные подходы к подготовке учащихся к адекватным действиям в условиях землетрясения.
Методы исследования: наблюдение, как самый простой и доступный метод исследования; эксперимент, по сути, тоже является методом наблюдения за процессом, который осуществляется самостоятельно и планомерно. Эксперимент проводится для того чтобы осуществить проверку гипотезы.
Практическая значимость работы: В работе проводится исследование эффективности метода инсталляции при обучении адекватным действиям вовремя землетрясения, проводится анализ данных эксперимента. Так как метод является новым, его интеграция в педагогические технологии находится на стадии разработки.
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Виды универсальных учебных действий в педагогике
универсальный учебный язык грамотность В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. 1. Личност ...
Требования к организации лабораторных работ в курсе математики
Как мы уже отметили очень важно правильно организовать работу учеников. Всякая лабораторная работа по математике содержит в себе определенные этапы совместных действий учителя и ученика, самостоятельную или групповую деятельность учащихся. Поэтому необходимо грамотно подготовить лабораторную работу ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.