Оснащение кабинета ОБЖ регламентируется письмом департамента государственной политики в образовании минобрнауки России от 01.04.05 года №03 417. В письме содержатся рекомендации по оснащению кабинетов безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки специальным оборудованием. Эти рекомендации не являются обязательными, однако, они вполне воплощены в реальность, потому как несут в себе полезный опыт. При формировании данного перечня должностные лица руководствовались комплексными задачами материально-технических средств [8,29]:
В перечне рекомендовано множество литературы, как учебники для классов, так и методическая литература для педагогов. Стандарт программы по дисциплине ОБЖ и др.
Плакаты.
Макеты оружия, лазерный и интерактивный тир, для отработки навыков стрельбы.
Макеты простейшего убежища.
ЦОР.
Тренажер для отработки навыков оказания первой помощи.
Проектор.
Компьютер.
В принципе, так как сейчас идет один из этапов информатизации и уже практически во всех в общеобразовательных учреждениях проведен интернет, то наличие компьютеров, само собой разумеется. Однако, реальность такова, что в основном, в кабинетах ОБЖ есть только плакаты и компьютер с проектором. Редко в каких школах остались функционирующие тиры и пневматическое оружие для отработки навыков стрельбы, не говоря уже о лазерных и интерактивных тирах. Но, тем не менее, можно использовать кабинет ОБЖ в качестве площадки для исследовательской деятельности, простейшим способом дополнения кабинета – плакаты. Моя тема освещает психологическую подготовку к действиям во время ЧС (землетрясение) [9,53].
Как уже речь велась ранее, психологическое здоровье человека зависит от знания о действиях в определенной ситуации. Человек более спокоен, если знает, что делать. Большинство людей являются визуалами, то есть хорошо воспринимают информацию зрительно. Есть так же и аудиалы, кинестетики. Преподаватель комбинирует все возможные средства обучения, сопровождая лекцию презентацией или макетами, моделями, чтобы каждый из обучающихся воспринял информацию. Передо мной стала сложная задача, каким образом можно сопроводить занятия по подготовке к действиям во время землетрясения различными моделями, макетами или средствами визуально презентации. Что касается презентации на компьютере, то тут проблем не возникло. Конечно же трудно реализовать условия землетрясения в кабинете, вне его тоже это сделать будет вряд ли возможно, да и не стоит это слишком опасно, однако уроки, посвященные имитации землетрясения и отработки правил поведения после землетрясения можно было реализовать, учитывая бюджет, возможности и эффективность уроков [10,22].
Метод инсталляции. Инсталляция – прием художественной экспозиции, благодаря которому произведение или их совокупность активно распространяется в пространстве, уподобляясь развитой сценической конструкции, занимающей целые залы [11,23]. Используя инсталляции люди могут развлекаться как в художественно-эстетическом смысле, так и в научном. Например, ролевики – люди увлекающиеся ролевыми играми, планируют и проводят инсценировку целых военных сражений, приобщая к этому виду развлечений целые тысячи последователей [12,11]. Художники проводят провокационные акции и т.д. Стандартная отработка схемы действий обучающихся при землетрясении не требует особой подготовки. Сама схема выглядит следующим образом:
Правила поведения при внезапном проявлении землетрясения:
Соберитесь и действуйте продуманно. Немедленно перейдите в безопасное место в помещении, подальше от окон и тяжелой мебели – станьте в дверном проеме или у капитальной стены.
Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.
Если вы находитесь в малоэтажном здании, то лучше его покинуть. Выбежав из здания, немедленно отойдите от него на открытое место.
Будьте готовы испытать повторные толчки, способные вызвать дополнительные разрушения. Не спешите вернуться в здание – оно может внезапно рухнуть.
Не посещайте зону разрешений: это опасно! [13,62]
Эти правила описаны в учебнике, с ними должны быть ознакомлены все обучающиеся во время курса ОБЖ в 7-м классе. Так же, в качестве методической разработки в кабинете висит плакат с этими правилами. Во время того как ученик думает, что он не учится, постоянно имея этот плакат перед глазами задействуется бессознательная часть памяти. Как правило, плакаты содержащие схему содержат и рисунки, то есть визуалам становится проще запомнить материал, ассоциируя некоторую последовательность правил с картинками [14,21]. Этот механизм давно знаком и изучен.
Такого рода занятия не редкость, еще ко всем перечисленным правилам есть рекомендации залезть под парту, чтобы укрыться от падающих и бьющихся предметов [15,45].
Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития
российского образования
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной ...
Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды
арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...
Детская художественная литература как средство развития театрализованной
игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.