Процесс такого ознакомления приводил к разным результатам. Некоторые дети даже после длительного ознакомления с предметом затруднялись дать ответ. При этом младшие дошкольники прибегали к разнообразным уловкам: накрывали предмет ладонью, отодвигали его от себя или быстро бросали в коробку. Другие прямо называли предмет правильно или неправильно, а иногда отказывались от ответа: «Я не знаю, что это такое», «Я такого еще не видел». Дети среднего и старшего дошкольного возраста высказывались только предположительно: «Это похоже на грибок», «На лед похоже», «Это в виде животного» и т.п.
Одному и тому же предмету разные дети могли давать в зависимости от своего прежнего опыта самые различные названия: слюду дети называли бумажкой, льдом, зеркалом, стеклом; медузу – раскинутой бумагой, луковицей, цветочком, апельсиновой коркой, ракушкой, пузырем, ватой, заспиртованным крабом. Если, выслушав ответ ребенка, экспериментатор задавал ему дополнительные вопросы о правильности названия, то это вызывало у детей необходимость в дополнительном ознакомлении с предметом. Новая поставленная задача не могла решаться в отсутствие предмета, на основании лишь прежнего впечатления о нем. В некоторых случаях дополнительное и более тщательное ознакомление с предметом приводило к обнаружению новых свойств, ранее не обнаруженных и находившихся в противоречии с названием, данным предмету. Дети младшего дошкольного возраста не реагировали на обнаруженные противоречия; средние и старшие дошкольники, обнаружив противоречие, указывали на неправильность ранее данного названия, знакомились дополнительно с предметом и пытались преодолеть противоречие, подыскивая другое название. Л.И. Котлярова отмечает наличие тесной связи между содержанием ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка и тем образом предмета, который на этой основе возникает. Активная, разнообразная и развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету приводит к формированию адекватных, точных, богатых образов воспринимаемых предметов.
З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе осязания и зрения, причем движения руки по предмету определяют движение глаз. Затем дети переходят к систематическому зрительному ознакомлению с предметом, действуя с ним лишь в меру необходимости более детального рассматривания или в тех случаях, когда одно зрительное ознакомление не дает достаточного представления о том или ином свойстве.
Зрительное восприятие, вбирая в себя опыт других видов ориентировочно-исследовательской деятельности, становится в дошкольном возрасте одним из основных средств непосредственного познания предметов и явлений окружающей ребенка действительности.
Н.Г. Агеносова [2; 128] показала, что время рассматривания детьми-дошкольниками простой картинки с возрастом неуклонно растет. У трех-, четырехлетних детей оно равно в среднем 6 мин 8 с, у пятилетних – 7 мин 6 с, у шестилетних – 12 мин 3 с. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста появляется относительно длительное рассматривание предмета или его изображения. Как показывают исследования и практический педагогический опыт, задачи такого рассматривания могут быть самыми различными. Это, во-первых, выделение предмета из ряда других или из ситуации, поиск нужного предмета; во-вторых, установление особенностей данного предмета, его индивидуальных качеств, выделение в нем признаков или частей, сходных с другими предметами или отличающих его от других предметов; в-третьих, создание образа незнакомого предмета. Во всех этих случаях организация и способу восприятия различны.
Умение рассматривать предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество восприятия – управляемость – возникает в процессе специальной педагогической работы с детьми. Н.П. Сакулина обнаружила, что при такой работе умение детей вести целенаправленное наблюдение может быть развито до относительно высокой степени.
В развитии произвольного восприятия существенное значение имеет формирование способов, специальных приемов восприятия. Н.Г. Агеносова предлагала детям дошкольного возраста задачу на отыскивание предмета среди других. На картинке был изображен каток с катающимися детьми. На переднем плане на льду лежала одна перчатка, утерянная кем-то из детей. Перед ребенком ставилась задача найти, кто из детей потерял эту перчатку. Для этого ребенок должен был просмотреть всех изображенных на картинке детей и по оставшейся на одной руке перчатке определить владельца утерянной.
Формирование и развитие связанной речи у детей
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многи ...
Физкультурный праздник
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во ...
Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его
представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.