Закрепить полученные детьми знания можно на прогулке, когда сойдет снег, в процессе подвижной игры «Кто быстрей найдет Счастливчика и Неудачника». Детям необходимо обследовать территорию детского сада с целью обнаружения первых подснежников, молодых, зеленых, «веселых» травинок и «грустных», слабых травинок, с трудом пробивающихся из-под опавшей листвы, сухой коряги и камня.
Предложите детям изобразить счастливую травинку, растущую на открытом солнечном месте, и несчастную, живущую в тени, тесноте.
Для изучения движения растений можно провести такой опыт. Выкопайте в лесу вместе с дерном кислицу, положите на освещенное место, предложите детям рассмотреть форму, цвет листьев, их расположение на стебле, зарисовать (или отыщите ее в соседнем парке, на территории детского сада и наблюдайте, не выкапывая). Затем накройте растеньице картонной коробкой. Минут через десять коробку снимите. Ребята увидят, что листочки кислицы опущены, будто испугались темноты и прижались к стебельку либо уснули из-за отсутствия света. Пусть дети еще раз зарисуют растение. Через несколько минут на глазах удивленных детей листья начнут расправляться и примут нормальное положение. Хочется заметить, что в рисунках детей вы почувствуете особую старательность – ведь «кисличка двигалась», «шевелилась», «по правде» была живой.
Если закрывание и раскрывание листьев кислицы – это реакция растения на освещение разной интенсивности, то движение усиков некоторых овощных и комнатных растений – образец удивительной способности растений распознавать на расстоянии, где можно надежно закрепить свой стебель. Эксперимент показывает, что растение не тянется к гладкой поверхности, например стеклянной палочке, как будто «понимает», что за нее не сможет прочно зацепиться. Усик предпочитает шершавую поверхность. Но если позволить усику на одно мгновение коснуться палочки, а затем убрать ее, то вначале он самопроизвольно изогнется, реагируя на касание, а потом автоматически выпрямится и продолжит поиск шершавой хворостинки, побега, веревки. Если же усик не находит опоры, он свертывается и увядает. Это доказательство того, что растение не нуждается в органе, который больше не выполняет своей основной функции.
Дети убеждаются в том, что растения – живые, чувствующие организмы и способны приноравливаться к противоречивым условиям существования. Так и человек, идя по жизни, в первую очередь должен рассчитывать на свои силы и ум, быть целеустремленным, не бояться трудностей.
После этих опытов дети с энтузиазмом берутся за уборку территории детского сада от растительного мусора, за посев в грунт семян душистого горошка, ноготков, мака. Можно предложить детям посадить цветы не только на участке детского сада, но и на клумбах в соседнем парке или сквере. В процессе такой работы у дошкольников формируются общетрудовые умения, закладываются основы культуры труда, закрепляются полученные знания, воспитывается бережное отношение к природе.
Чтобы проследить за посещением насекомыми весенних сережкоцветных и первоцветных растений и выяснить, как происходит опыление, можно в течение 5 минут понаблюдать за растениями и насекомыми.
После наблюдения предложите детям зарисовать по памяти насекомых и опыляемые ими растения, движения насекомых, подлетающих к цветкам и сережкам деревьев.
Весной в лесу, парке, на территории детского сада можно увидеть, внимательно рассмотреть многих птиц и услышать их пение. «Чиркает» по воздуху или покачивается на тонких ветках горихвостка с ржаво-красным хвостом. Песенка у нее немного грустная: «Уить-уить-уить». Утром будто звон серебряных колокольчиков раздается – это поет зарянка, чуткая птичка с желтовато-красной грудкой. Характер у нее боевой, даже ворон не боится. А вот зеленовато-желтая пеночка. Она селится в кроне деревьев прямо рядом с домом и не обращая внимания на людей, спокойно напевает свою нежную музыкальную песенку: «Тень-тинь-тюнь, тень-тинь-тюнь». Такие наблюдения, сопровождаемые разъяснениями воспитателя, помогают детям разгадать секреты названий многих птиц. Детям становится понятно, что кукушка так зовется из-за своего своеобразного «фения», трясогузка – это птичка, которая, бегая по дорожке, постоянно трясет довольно длинным хвостом И1 задней частью тела (т.е. гузкой), а зяблика прозвали так, потому что он улетает в теплые края, когда становится холодно, т.е. в зимнее время, а еще потому, что перед ненастьем он хохлится, будто зябнет.
Предложите детям сделать зарисовки понравившихся птиц, описать их оперенье, попробовать имитировать пение.
Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного
возраста
Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в про ...
Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных
заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...
Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной
школе
География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать. В 60-х годах XIX века ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.