Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
дошкольник сенсорный воспитание исследовательский
Органы чувств детей к началу дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования сходны с органами чувств взрослых людей. Вместе с тем именно в дошкольном возрасте происходит развитие ощущений и восприятий детей, формирование важнейших качеств их сенсорики.
В исследовании Т.В. Ендовицкой [8; 47] было обнаружено, что острота зрения в дошкольном возрасте непрерывно возрастает (табл. 1).
Развитие отдельных видов ощущений (в том числе и остроты зрения) определяется тем, что они включаются в решение все новых и новых задач, для которого требуется более тонкое различие отдельных признаков и свойств предметов. В связи с этим решающее значение для эффективности различных ощущений приобретают мотивы и условия осуществления разных видов деятельности. Здесь имеют место те же закономерности, которые были установлены в отношении эффективности выполнения отдельных движений.
Таблица 1. Средняя дистанция, с которой дети дошкольного возраста видят разрыв в кольце Ландольта (по данным Т.В. Ендовицкой)
Возраст детей |
Средняя дистанция (в см) |
4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет |
207,5 270,0 303,0 |
Т.В. Ендовицкая измеряла остроту зрения у детей дошкольного возраста один раз в ситуации обычной задачи – увидеть и словесно обозначить направление разрыва в кольце Ландольта: другой раз в ситуации игры «в охотников», при которой ребенок должен был по направлению разрыва определить местонахождение зверей. Данные этого исследования показали, что острота зрения значительно возрастает в такой деятельности, для осуществления которой она является необходимым условием ее выполнения, непосредственно связана с целью и мотивами этой деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Острота зрения (в см дистанции) в обычной ситуации и в игре (по данным Т.В. Ендовицкой)
Возраст детей |
Обычная ситуация |
Игра |
Прирост (в%) |
4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет |
283 287 332 |
331,4 372 430 |
17,2 29,8 30,2 |
Аналогичные явления имеют место и в развитии других видов ощущений и восприятий: в развитии фонематического слуха, в развитии цветоразличения в связи с рисованием и т.п.
Некоторые зарубежные психологи, исходя из идеалистического представления, будто детское восприятие является «сверхпредметным» – непосредственным и интуитивным, утверждали, что у ребенка имеется прирожденная тенденция при всех обстоятельствах ориентироваться на цвет объектов, не замечая их формы.
В ряде исследований советских психологов (Красногорский, Касаткин, Розенгарт-Пупко, Шабалин, Волокитина и др.) установлено, что дети уже с первых лет жизни могут ориентироваться как на цвет, так и на форму объектов.
З.М. Богуславская [3; 68] предлагала детям выполнить различные игровые и конструктивные задачи, требующие выбора и оценки фигур по различным их признакам (по форме или по цвету). Материалом служила детская геометрическая мозаика, элементы которой представляли собой разноцветные плоскостные фигуры разной формы.
В одной серии опытов, выполняя правила игры, дети должны были разложить все фигуры по фоновым кружкам так, чтобы цвета их совпали; благодаря этому фигуры казались незаметными и были как будто бы «спрятаны». В другой серии предлагалась конструктивная задача, заключавшаяся в выкладывании из мозаики узоров или предметных изображений по одноцветному чертежу-образцу. В третьей серии предлагалась такая же задача, но с разноцветным образцом.
Содержание работы по изучению морфологии в I-IV классах
Львов выделяет три этапа формирования грамматических понятий: Первый этап - эмпирический - предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств. Вто ...
Организация рабочего места ученика
Всякая работа требует соответствующих условий. Для деревообработки это в первую очередь правильно вы бранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряжена с не бо ...
Констатирующий
эксперимент и его анализ
Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имею ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.