Проектирование учебного курса

Страница 3

К. Роджерс, обсуждая значение психотерапии для образования подчеркивал, что «надо разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (37, с.347).

Следуя логике Роджерса можно сделать вывод, что главная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать атмосферу в аудитории, помогающую возникновению учения, значимого для студента.

Позиция преподавателя психологии

Преподаватель должен быть конгруэнтен, т.е. быть именно таким, какой он есть на самом деле, к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний.

Учение, значимое для студента, может иметь место в том случае, если преподаватель безусловно положительно к нему относится и готов откликнуться на его проблему. Ситуации консультирования имеют место в работе преподавателя со студентами непсихологических специальностей. Это как правило затрагивает сферу межличностного интимного общения, семейных взаимоотношений.

Другое важное для учения условие – обеспечение средствами. В ситуации технического вуза студент как правило не имеет возможности приобрести психологическую литературу, возможности библиотеки вуза для этого тоже весьма ограничены. Поэтому особое значение имеют конспекты лекций – важно избегать перегрузки тем материалом, выделять важнейшие понятия, явления и феномены, сделав изложение как можно более доступным и логически последовательным.

Для студентов не «зацикленных» на психологии и испытывающих к ней сугубо учебно-прагматический интерес (хотя мы полагаем, что таких не много) записанных лекций должно хватить для выполнения программных требований.

Особые требования должны быть предъявлены к списку рекомендуемой литературы – доступность, конкретность в изложении содержащихся в ней положений, минимум теоретизирования, наличие практических примеров, разъясняющих положение теории. Эту задачу успешно может решить серия «Учебник нового века» издательства «Питер», а также предлагаемые студентам для подготовки к семинарам ксерокопии журнальных статей и текстов из других источников.

Для «продвинутых» студентов (таких тоже не много) можно позволить воспользоваться литературой из личной библиотеки.

И, наконец, изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии преподаватель должен сделать доступным и по возможности живым. Для этого неизбежны упрощения, максимальное сокращение теории с широким привлечением фактического материала – примеров из психологических исследований, художественной литературы и просто из жизни. Они должны не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и формулировки.

Практика преподавания показывает, что молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, недостаточно жизненного опыта и знания психологических фактов. Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учебном процессе, оказываются весьма формальными и потому неполноценными, если вообще приобретаются.

Поэтому методическая стратегия лекций – обеспечение лекций возможно более солидным эмпирическим фундаментом.

«Как ни заманчиво звучит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не может служить ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изучения научная психология не только не «заведет» никакого «мотора», но, как показывает педагогическая практика, будет просто плохо понята» (14, с.5).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...

Педагогические приемы профилактики неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка
В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установлен ...

Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотя древесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. В растущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленного дерева несложно распилить н ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru