Проектирование учебного курса

Страница 3

К. Роджерс, обсуждая значение психотерапии для образования подчеркивал, что «надо разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (37, с.347).

Следуя логике Роджерса можно сделать вывод, что главная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать атмосферу в аудитории, помогающую возникновению учения, значимого для студента.

Позиция преподавателя психологии

Преподаватель должен быть конгруэнтен, т.е. быть именно таким, какой он есть на самом деле, к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Он живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний.

Учение, значимое для студента, может иметь место в том случае, если преподаватель безусловно положительно к нему относится и готов откликнуться на его проблему. Ситуации консультирования имеют место в работе преподавателя со студентами непсихологических специальностей. Это как правило затрагивает сферу межличностного интимного общения, семейных взаимоотношений.

Другое важное для учения условие – обеспечение средствами. В ситуации технического вуза студент как правило не имеет возможности приобрести психологическую литературу, возможности библиотеки вуза для этого тоже весьма ограничены. Поэтому особое значение имеют конспекты лекций – важно избегать перегрузки тем материалом, выделять важнейшие понятия, явления и феномены, сделав изложение как можно более доступным и логически последовательным.

Для студентов не «зацикленных» на психологии и испытывающих к ней сугубо учебно-прагматический интерес (хотя мы полагаем, что таких не много) записанных лекций должно хватить для выполнения программных требований.

Особые требования должны быть предъявлены к списку рекомендуемой литературы – доступность, конкретность в изложении содержащихся в ней положений, минимум теоретизирования, наличие практических примеров, разъясняющих положение теории. Эту задачу успешно может решить серия «Учебник нового века» издательства «Питер», а также предлагаемые студентам для подготовки к семинарам ксерокопии журнальных статей и текстов из других источников.

Для «продвинутых» студентов (таких тоже не много) можно позволить воспользоваться литературой из личной библиотеки.

И, наконец, изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии преподаватель должен сделать доступным и по возможности живым. Для этого неизбежны упрощения, максимальное сокращение теории с широким привлечением фактического материала – примеров из психологических исследований, художественной литературы и просто из жизни. Они должны не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и формулировки.

Практика преподавания показывает, что молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, недостаточно жизненного опыта и знания психологических фактов. Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учебном процессе, оказываются весьма формальными и потому неполноценными, если вообще приобретаются.

Поэтому методическая стратегия лекций – обеспечение лекций возможно более солидным эмпирическим фундаментом.

«Как ни заманчиво звучит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не может служить ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изучения научная психология не только не «заведет» никакого «мотора», но, как показывает педагогическая практика, будет просто плохо понята» (14, с.5).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельн ...

Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...

Описание изменений быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы
После проведенной опытно – экспериментальной работы направленной на формирование быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы наблюдаются изменения. Эти изменения можно пронаблюдать с помощью таблицы: Имя Ф. Тест 1. сек. Тест 2. сек. Тест 3 сек. Тест 4 сек. Тест 5 сек. Тест 6 сек. Уро-ь раз ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru