Эпизодический курс должен подвести ученика к элементам научной системы, но исходить не из них, а из близкого ученику мира, составляющего для него жизненно-конкретное целое.
Если на ступени эпизодического курса элементы научной системы являются только скрытой пружиной преподавания, явно направленного на «родной» ученику эпизод, то в систематическом курсе система уже становится явным предметом обучения. В отличие от эпизодического, систематический курс характеризуется тем, что он не приходит к элементам, а исходит из них, как из основных положений, выраженных в определениях и аксиомах или первых законах и фактах.
Систематический курс отвечает на вопросы уже имеющиеся у учащихся, и объясняет знакомые им уже явления действительности, на первый план в его изучении выступает система науки.
Систематический курс характеризуется полнотой и законченностью, не в смысле, конечно, невозможного никогда исчерпания всех подробностей, а в смысле обзора всех тех отделов системы, в которых каждая неприведенная подробность должна занять свое определенное место. Он должен прежде всего иметь ввиду изложение целого науки. Он есть переходная ступень обучения, подготавливающая ученика к овладению методом исследования. Но для того, чтобы выполнить эту свою подготовительную функцию, научная система в нем должна быть пронизана превышающим ее методом, устремлена к нему. Научный метод должен просвечивать в ней так же, как она сама пронизывала эпизод на ступени эпизодического курса. При этом она должна оставаться, однако, системой, ибо, чтобы овладеть методом научного исследования, надо предварительно познакомиться с системой как продуктом метода. Преодоление системы предполагает знакомство с ней.
Система, являющаяся в систематическом курсе явным предметом преподавания, должна предлагаться не как нечто окончательное и последнее, что должно быть заучено как незыблемая научная догма, все познавшая и разрешившая все вопросы, но как нечто только временно последнее, подлежащее дальнейшему усовершенствованию и даже, быть может, полному преобразованию. Только тогда систематический курс откроет глаза обучающемуся на всю сложность и трудность научного объяснения действительности, возбудит интерес к научному ее исследованию, вкус к научной работе, или, по крайней мере, понимание ее и уважение к ней.
Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Ступень научного курса – это теория университета, предполагающая нераздельное единство преподавания и исследования. Учащийся не просто учится, но занимается наукой, он – studiosus. Учение и исследование здесь совпадают.
С одной стороны, являясь вузовским (университетским) предметом, психология должна быть пронизана духом научного исследования, но это условие применимо только при обучении студентов психологов и в некотором приближении студентов педагогов. Поэтому университетский курс психологии в этом смысле в принципе не может быть научным (исследовательским) в преподавании его студентам инженерных специальностей. Ввиду того что его место в системе непрофилирующих предметов - это ограничивает занятия научно-исследовательской работы студентов прежде всего из-за недостаточного на то времени и отсутствием у них соответствующей образовательной базы.
Спроектированный учебный курс психологии есть курс систематический, т.к. на первое место выступает система науки в ее логическом изложении, но поскольку студенты видят ее как некую «помогающую» область знаний, с помощью которой пытаются найти ответы на значимые им проблемы, и именно это задает вектор в отборе изучаемого материала, данный курс имеет некоторый уклон в пропедевтическую (собственно эпизодический курс) сторону. Это позволяет создать ситуацию учения, значимого для студента. Они воспринимают курс как опыт, который может быть использован для решения проблем, действительно их касающихся. И это оправдано.
Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Вместе с ...
Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников
Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников. Мышление является наиболее сложным познавательным психическим процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая дея ...
Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познав ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.