При задании увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений на 30—35% фактически он был увеличен на 39%, в том числе из вузов — на 72% и из техникумов — на 22%. Директивами по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 гг., принятыми XX съездом КПСС 25 февраля 1956 года, предусматривалась подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях в размерах, полностью обеспечивающих потребность народного хозяйства и культурного строительства. Общий выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием решено было увеличить примерно в 1,5 раза, а для отраслей тяжелой промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства — примерно в 2 раза по сравнению с пятой пятилеткой. Фактически за 1956—1960 гг. было подготовлено 4074 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием против 2 681 тыс. в 1951—1955 гг., или в 1,52 раза больше. В контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг., утвержденных внеочередным XXI съездом КПСС, было предусмотрено дальнейшее расширение и улучшение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Прием в высшие учебные заведения СССР увеличился с 456 тыс. в 1958 году до 853 тыс. в 1965 году, или на 87%; прием в средние специальные учебные заведения увеличился с 584 тыс. в 1958 году до 1 100 тыс. в 1965 году, или на 88 %. В течение 1959—1965 гг. в средние специальные учебные заведения было принято 6 287 тыс. учащихся. За 1959—1965 гг. из учебных заведений было выпущено 2413 тыс. специалистов высшей и 3 584 тыс. специалистов средней квалификации. Эти данные показывают, что задания семилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования в СССР не только выполнены, но и перевыполнены. Анализ данных о главных показателях работы высших и средних специальных учебных заведений за годы Советской власти свидетельствует о том, что основное расширение сети учебных заведений было произведено в первой пятилетке; в последующие годы расширение контингента учащихся производилось в основном за счет укрепления и расширения материальной базы существующих высших и средних специальных учебных заведений, создания филиалов, вечерних и заочных факультетов и отделений непосредственно на предприятиях и в совхозах. Осуществлялось также объединение некоторых учебных заведений, а в ряде районов с интенсивным развитием производительных сил, преимущественно в восточных районах страны, создавались новые учебные заведения. В результате осуществления ленинской национальной политики все союзные республики добились значительных успехов в развитии высшего и среднего специального образования. В 1965/66 учебном году в СССР на 10 тыс. населения приходилось 166 студентов высших и 158 учащихся средних специальных учебных заведений — больше, чем в любой другой стране мира. Рост выпуска из высших и средних специальных учебных заведений, особенно в послевоенные годы, обеспечил увеличение числа специалистов, занятых в народном хозяйстве страны (без военнослужащих), с высшим образованием со 136 тыс. в 1914 году до 5 227 тыс. в 1966 году, или в 38 раз, а со средним специальным образованием соответственно с 54 тыс. до 7 697 тыс., или в 142 раза. Значительно увеличилась насыщенность специалистами всех отраслей народного хозяйства и культуры СССР. К 1967 году в СССР каждый восьмой работник, занятый в народном хозяйстве, имел высшее или среднее специальное образование, а в таких отраслях, как просвещение и здравоохранение, каждый второй работник — дипломированный специалист. XXIII съезд КПСС наметил грандиозную программу дальнейшего развития высшего и среднего специального образования в стране. В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг., утвержденных XXIII съездом КПСС, предусматривается подготовить за пятилетие примерно 278 7 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, или на 65% больше, чем в 1961—1965 гг.; довести в 1970 году прием учащихся в средние специальные учебные заведения до 1600 тыс. и в высшие учебные заведения — до 940 тыс. человек; улучшить качество подготовки специалистов. Эти задания XXIII съезда КПСС успешно претворяются в жизнь. В 1966/67 учебном году в высшие учебные заведения было принято 897 тыс. человек и в средние специальные учебные заведения — 1 211 тыс.
Классификация самостоятельных работ
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...
Динамика
уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся третьих классов
На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент. Его цель – выявить динамику уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся контрольного и экспериментального классов. Задачами контрольного эксперимента стало повторное проведени ...
Виды универсальных учебных действий в педагогике
универсальный учебный язык грамотность В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. 1. Личност ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.