Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести контингент учащихся в вузах и втузах до 650 тыс., с тем, чтобы главное внимание в ближайшие годы было обращено на повышение качества высшего образования. Задания третьего пятилетнего плана успешно выполнялись. В 1940/41 учебном году в стране насчитывалось 817 вузов с контингентом обучающихся 812 тыс. (в том числе с отрывом от производства — 585 тыс.) и 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 975 тыс. человек. За три года третьей пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство 328 тыс. специалистов с высшим и 678 тыс. со средним специальным образованием. Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано второй мировой войной, развязанной гитлеровской Германией. В годы войны высшие и средние специальные учебные заведения понесли большие потери в учебно-материальной базе. За военные годы (1941— 1945) было подготовлено всего 302 тыс. специалистов с высшим образованием и 540 тыс. со средним специальным образованием — значительно меньше, чем за три предвоенных года. В связи с этим, а также с большими потерями специалистов во время войны в четвертой пятилетке (1946—1950) страна ощущала острый недостаток специалистов. В течение 1946—1948 гг. в СССР было построено, восстановлено и введено в действие около 4 тыс. государственных промышленных предприятий. Для них в большом количестве требовались высококвалифицированные инженеры и техники. Чтобы представить, сколь остро стояли в те годы вопросы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, достаточно указать, что насыщенность народного хозяйства инженерами в 1950 году составляла только 89 человек на 10 тыс. рабочих и служащих и была ниже, чем в 1940 году. Партия и правительство осуществили ряд мер по расширению сети вузов и техникумов. Преодолевая серьезные трудности с материальной базой и профессорско-преподавательскими кадрами, высшие и средние специальные учебные заведения страны в годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) подготовили 652 тыс. специалистов с высшим и 1 278 тыс. со средним специальным образованием. Пятый пятилетний план (1951—1955) предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния народа, развитие здравоохранения и культуры. В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства и культуры в плане предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30—35%, а выпуск специалистов из высших учебных, заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства примерно в 2 раза. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей намечалось увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.; предусматривалось увеличение приема в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР — на 90% и Эстонской ССР — на 60%, с тем, чтобы преодолеть отставание среднего образования в этих республиках, унаследованное от буржуазного строя. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению образования, намечалось обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений для обучения трудящихся без отрыва от производства. Были предусмотрены меры по расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру (примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой), улучшению научной работы высших учебных заведений, использованию научных сил для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщению передового опыта и обеспечению широкого практического применения научных открытий. Задания пятого пятилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования были успешно выполнены.
Освоение культурологического образа в начальной
школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...
Методическое использование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой,
О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу, что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языка уделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трех методистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зрения ...
Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.