Развитие высшего и среднего специального образования

Страница 1

Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести контингент учащихся в вузах и втузах до 650 тыс., с тем, чтобы главное внимание в ближайшие годы было обращено на повышение качества высшего образования. Задания третьего пятилетнего плана успешно выполнялись. В 1940/41 учебном году в стране насчитывалось 817 вузов с контингентом обучающихся 812 тыс. (в том числе с отрывом от производства — 585 тыс.) и 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 975 тыс. человек. За три года третьей пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство 328 тыс. специалистов с высшим и 678 тыс. со средним специальным образованием. Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано второй мировой войной, развязанной гитлеровской Германией. В годы войны высшие и средние специальные учебные заведения понесли большие потери в учебно-материальной базе. За военные годы (1941— 1945) было подготовлено всего 302 тыс. специалистов с высшим образованием и 540 тыс. со средним специальным образованием — значительно меньше, чем за три предвоенных года. В связи с этим, а также с большими потерями специалистов во время войны в четвертой пятилетке (1946—1950) страна ощущала острый недостаток специалистов. В течение 1946—1948 гг. в СССР было построено, восстановлено и введено в действие около 4 тыс. государственных промышленных предприятий. Для них в большом количестве требовались высококвалифицированные инженеры и техники. Чтобы представить, сколь остро стояли в те годы вопросы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, достаточно указать, что насыщенность народного хозяйства инженерами в 1950 году составляла только 89 человек на 10 тыс. рабочих и служащих и была ниже, чем в 1940 году. Партия и правительство осуществили ряд мер по расширению сети вузов и техникумов. Преодолевая серьезные трудности с материальной базой и профессорско-преподавательскими кадрами, высшие и средние специальные учебные заведения страны в годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) подготовили 652 тыс. специалистов с высшим и 1 278 тыс. со средним специальным образованием. Пятый пятилетний план (1951—1955) предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния народа, развитие здравоохранения и культуры. В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства и культуры в плане предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30—35%, а выпуск специалистов из высших учебных, заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства примерно в 2 раза. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей намечалось увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.; предусматривалось увеличение приема в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР — на 90% и Эстонской ССР — на 60%, с тем, чтобы преодолеть отставание среднего образования в этих республиках, унаследованное от буржуазного строя. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению образования, намечалось обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений для обучения трудящихся без отрыва от производства. Были предусмотрены меры по расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру (примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой), улучшению научной работы высших учебных заведений, использованию научных сил для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщению передового опыта и обеспечению широкого практического применения научных открытий. Задания пятого пятилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования были успешно выполнены.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Социокультурный и кросскультурный феномен духовно-нравственного развития личности как педагогическая проблема
В условиях демократических преобразований России, когда старая идеологическая система рухнула, а новая система демократических социальных ценностей в стране еще не сложилась, вопросы воспитания духовно развитой творческой личности подрастающего поколения становятся актуальными для современной психо ...

Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...

Развитие высшего и среднего специального образования
Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести континг ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru