Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 2

Как действенный метод развития чувственного восприятия учащихся начальной школы, в IV классе уместно применять драматизацию. Для того чтобы уразуметь то, каким же образом это происходит, необходимо разобраться в смысле понятия «драма» и родственного ему «драматургия», «драматизация», раскрыть основные свойства этих видов искусства.

Драма [гр. drama действие] – один из родов литературы, принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; произведения построены в форме диалога и обычно предназначены для исполнения на сцене.

Драматургия - теория, искусство построения драматических произведений (46, с.207).

Драма похожа на эпическое произведение тем, что автор ее, как и автор эпоса, повествует о развивающемся действии, но развернутое повествовательно-описательное изображение действия в драме отсутствует. Авторская речь в драме также почти отсутствует, представлена бывает лишь перечнем действующих лиц и их краткой характеристикой, обозначением времени и места действия, описания обстановки в начале актов и эпизодов, комментариями к отдельным репликам героев и указаниями на их движения, жесты, мимику, интонации. Основной текст драматического произведения – цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. В этом выражается ограниченность художественных возможностей драматурга по сравнению с эпосом. Характеристика действующих лиц раскрывается без помощи авторской речи: в ней нет портрета, нет авторской характеристики. Таким образом, с помощью драматизации учитель может решить задачу нравственного, эстетического развития детей, обучая их умению осуществлять характеристику героев, анализируя их поступки, речь и т.д. В драме персонаж самостоятельно действует на сцене, и зритель сам делает выводы, вытекающие из его поступков (5, с. 46). В этом и состоит назначение драмы – научиться чувствовать индивидуальные характеристики персонажа, его внутренний мир, руководствуясь его внешними проявлениями.

Чтение не дает полного представления о содержании драмы. Она получает свое окончательное воплощение на сцене, что называется театром (5, с. 47). Театр – искусство публичное, массовое. Он впрямую воздействует на людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними (29, с. 88).

Речевое самораскрытие в драматических произведениях осуществляется в виде монологов и диалогов. Учителю надлежит обратить внимание детей на то, с чем они имеют дело. Диалог – обычно словесный поединок. Он может быть гармоничным сочетанием реплик, разделенных вытекающими из содержания произведения, мимически выраженными паузами. Участники диалога не говорят, а разговаривают, взаимно «заражаются» настроением, исходя из последней реплики партнера. Для того чтобы качественно воспроизвести монолог, необходимо внутренне перевоплотиться в образ героя, чтобы выстроить в своем воображении линию его поведения, разобраться в его настроениях, намерениях и поступках в отношениях с другими лицами, мысленно представлять себе эпоху, в которую он жил. Трудность состоит в том, что, работая над ролью, ребенок может оказаться не способным перевоплощаться, играть чувства другого человека. В такой ситуации на помощь приходит личный эмоциональный опыт ребенка, основываясь на котором, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев. При этом поведение детей на сцене будет естественным. Взаимодействуя с партнерами, учащиеся будут приобретать умение слушать и слышать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов
В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ. Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обу ...

Урок в современной школе
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов
Экспериментальная работа по формированию основных универсальных учебных действий на уроках русского языка проводилась на базе МОУ СОШ № 64 г. Ульяновска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (22 человека) – экспериментальный класс и 3 «Б» (22 человека) – контрольный класс, всего 44 человек ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru