Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).
В целом, под общекультурными компетенциями понимается способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
Общекультурная компетенция ОК-4 предусматривает, что выпускник готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Под компетенцией ОК-2 "готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач" мы понимаем способность к профессиональной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для приобретения репертуара личностных, социальных и профессионалах компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО "Психолого-педагогическое образование". Ее значимость определяется: необходимостью подготовки выпускников к решению профессиональных проблем и типичных социальных и профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Структура компетенции "готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач":
Бакалавр знает
- спектр социальных и профессиональных задач педагога-психолога, структуру профессиональной задачи, алгоритм решения социальной и профессиональной задачи, этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования и решения социальной и профессиональной задачи.
умеет
- интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук, структурировать проблемную ситуацию, использовать алгоритм решения социальной и профессиональной задачи педагога-психолога.
владеет
- личностным опытом в интегрировании знаний гуманитарных, социальных и экономических наук, навыками в решении социальной и профессиональной задачи педагога-психолога, навыками рефлексии успешности решения педагогической ситуации.
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
Уровни сформированности компетенции |
Основные признаки уровня |
Пороговый уровень |
- знает спектр социальных и профессиональных задач педагога-психолога и их структуру; - владеет алгоритмом решения социальных и профессиональной задачи; - понимает этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования; - умеет решать социальные и профессиональные задачи. |
Повышенный уровень |
- способен интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук в решении социальных и профессиональных задач; - может успешно решать социальные и профессиональные задачи конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения, в соответствующей предметной области; - умеет осуществлять анализ своей деятельности при решении социальных и профессиональных задач. |
Сказка как метод народной психологии
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец – народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказо ...
Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ
Мы выделили основные требования к организации лабораторных работ, но для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Мы остановимся на использовании лабораторных работ по математике в 7 – 9 класса средней образовательной школы. Дети, учащиеся в ...
Проектирование учебного курса
Одним из важных моментов при проектировании учебного курса наряду с определением целей и задач, исходящих из анализа предшествующей ситуации, мотивационно-смысловых позиций обучаемых и позиции самого педагога является выбор типа учебного курса и его содержания, которое бы способствовало наиболее ус ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.