Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания

Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания

Страница 5

- осознание своих переживаний,

- половая идентификация,

- осознание себя во времени.

Представление о самоценности одна из стержневых характеристик личности, основной компонент самосознания. Оно включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. Содержание её сложно, т.к. многоаспектна сама личность.

Эмоционально-положительное отношение к себе - это динамический процесс, включающий ориентацию на оценку окружающих, признание которых необходимо людям. Самосознание в целом представляет собой одну из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Уильям Джеймс был первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности. Представления о себе формируются в процессе обратной связи от значимых других, то есть это оценка того, как относятся к человеку другие люди. Значимые люди помогают человеку увидеть себя в разном свете. Положительная оценка формируется в результате сообщения, что человек делает что-то значимое. На самооценку влияют также ожидания по отношениям к способностям человека. На самооценку влияют также способности, успехи или неудачи. Самооценка может быть завышенной или заниженной и это является источником конфликтов. Вследствие завышенной самооценки общество может отвергать человека, а это может развить агрессию по отношению к отвергающим. Вследствие заниженной самооценки развивается комплекс неполноценности, апатия и т.д. самооценка может быть общая, которая включает развитие самоуважения, принятия себя, положительного отношения ко всему, что входит в сферу Я, развитие волевых качеств.

Развитие представления о самоценности личности у младших школьников происходит под влиянием следующих факторов и условий: влияние оценок родителей на самооценку опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интериоризация оценок того родителя, который для ребенка представляется безусловно значимым лицом, носителем эталонных оценок. Селективность интериоризации обусловливается, с одной стороны, стилем воспитания родителей, а с другой, социальной перцепцией и пониманием детьми компетентности матери и отца, потребностью ребенка в самоуважении. Следует подчеркнуть широкий диапазон факторов, приводящих к образованию личностных свойств. Они складываются в общении со взрослыми и детьми, в разнообразных формах познания и в различных видах деятельности — в игре, на занятиях и т. д. Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерминант развития ребенка в младшем школьном возрасте и приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сущности личностных свойств.

По результатам констатирующего обследования мы выявили, что в целом, общее представление о себе у младших школьников позитивно и гармонично, но носит ограниченный характер, связанный с учебными успехами, интеллектом и добропорядочным поведением. Спектр описаний «Я» повторяется и довольно узок, сводится к субъективным метафорам и конкретным социально значимым характеристикам.

После проведения цикла занятий, в структуру которых входили различные виды деятельностей, игровые и проблемные ситуации, анализ результатов повторной диагностики показал определённую динамику в представлениях детей о себе. Общее количество характеристик образа «Я» увеличилось, а также возросло разнообразие ответов, они стали более дифференцированными

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Принцип соизучения языка и культуры
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся Рассмотрим схему 2, 3: Схема 3 Схема 2 Язык- это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а так ...

Разработка и реализация комплекса уроков по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального класса на русского языка. Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных де ...

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru