В практической части исследования нами были поставлены следующие задачи: музыкальный дошкольник эмоциональный отзывчивость разминка
подобрать методики диагностического исследования;
опираясь на работу М. А. Давыдовой подобрать вокально-двигательные разминки, которые могут способствовать активизации эмоциональной отзывчивости детей.
Рассматривая различные методики диагностики мы обратились к работам В.П.Анисимова, Г.А.Прасловой и А.Г.Гогоберидзе.
Как пишет Гогоберидзе: "Изучение и диагностика эмоций характеризуется рядом трудностей, которые вызваны следующими причинами. Во-первых, эмоциональные процессы сложно выделить из всего многообразия психических процессов, т.к. эмоции сопровождают их протекание, а не существуют изолированно в чистом виде. Во-вторых, эмоциональные процессы имеют свойство легко переходить из одного состояния в другое: кратковременное переживание может перерасти в устойчивое чувство, настроение смениться состоянием аффекта. Поэтому сложно ответить на вопрос, что именно диагностика фиксирует".
В.П. Анисимов утверждает: "Диагностика как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки педагога "инструменты" измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальных способностей ребенка, объективировать как сильные, так и слабо развитые их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать реальное состояние искомого качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию востребуемой помощи"[1;4].
По мнению Г.А.Прасловой диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем. Диагностика-процесс позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка.
В процессе прохождении практики пробных музыкальных занятий в МДОУ №42, музыкальный руководитель – Дербенева Елена Павловна, нами было замечено, что дети эмоционально откликаются на музыку только во второй половине занятия. В связи с этим мы постарались подобрать материал, способствующий активизации эмоционального настроя детей с начала музыкального занятия.
Неоднократно в работах ведущих педагогов мы встречались с мыслью о роли движения в жизни ребенка. Так, телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. А звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Таким образом, движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. Следовательно, движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и развития его личности в целом.
М.А.Давыдова высказывает сходное мнение: "Метроритмические действия - непременный компонент эстетического воспитания детей дошкольного возраста, их музыкальных занятий".
В пособии Маргариты Алексеевны Давыдовой "Музыкальное воспитание в детском саду" мы встретились с понятием "вокально-двигательные разминки". Автор - кандидат педагогических наук, доцент, композитор, лауреат конкурса журналистов "Право, порядок и общество", имеет огромный опыт по созданию методических разработок по этой теме, выпустив около 50 совместно с И.А. Агаповой созданных книг, посвященных художественному воспитанию дошкольников и школьников. Пособия этих авторов всегда востребованы в практике детских садов и школ. Оригинальные сценарии с авторской музыкой М.А. Давыдовой можно видеть во всех основных профессиональных педагогических журналах - "Педагогика", "Дошкольное воспитание", "Искусство в школе", "Воспитание школьников", "Начальная школа".
Как отмечает автор пособия, в упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определенные цели. "Прежде всего - сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Поэтому первые задания такой разминки могут начинаться с самых примитивных движений - одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиваний пальцем одной руки по пальцу другой, притопов, шлепков по коленям. Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а пропевать. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми" [6;6].
Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших
дошкольников с ОНР
Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных грамматических форм и конструкций. Изучение грамматических навыков детей в разделах: синтаксиса (законы построения предложения и словосочетания); словообразования (законы построения слов с помощью м ...
Анализ учебной литературы по истории костюма и орнамента
Древнего Египта
Проведенный анализ учебной литературы дает основание сказать - существует большое количество качественной литературы, посвященной Древнему Египту в целом и искусству Древнего Египта в частности. В настоящее время нет недостатка в дополнительной учебной литературе – художественных альбомах, хрестома ...
Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче
заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.