По мнению ряда авторов (Андреева Г. М., 1989; Ковалев Г. А., 1987; Лабунская В.А., 1986; Миккин X., 1974, и др.), какие бы невербальные средства ни выделялись, все они могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия.
Основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время, энергия) были положены нами (Л. М. Митина, 1994) в основу выделения подструктур невербального поведения, а также систем их отражения и восприятия (оптической; акустической, тактильной, ольфакторной).
Особое место в структуре коммуникативной компетентности занимает так называемая «конфликтная компетентность», которая рассматривается нами вслед за Б. И.Хасаном как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации (Хасан, 1996.). Известно, что конфликты с необходимостью включаются в профессиональную деятельность специалистов системы «человек—человек»: руководителей любого ранга, учителей, врачей, юристов, работников сферы обслуживания и др. Классические исследования деятельности менеджера показали, что 25% его рабочего времени обычно затрачивается на улаживание конфликтов. Эта цифра достигает 80% у управляющих первого уровня. Еще более удручающую картину можно наблюдать и в школе, где неконструктивные способы выхода из конфликта — подавление, запрет, игнорирование и т. д. — приводят подчас к ломке личности, асоциальным формам поведения, невротическим проявлениям и психосоматическим заболеваниям.
Проблема конфликтов вызывает в настоящее время все больший интерес у различных специалистов. Эта проблема актуальна и в теоретическом, и в практическом плане. Вместе с тем социальная психология, социология, детская, возрастная и педагогическая психология, патопсихология обладают определенным понятийным аппаратом, с помощью которого можно анализировать конфликты, определять их типы и намечать оптимальные пути их разрешения (Бородкин Ф. М„ Коряк Л. М.; Василюк Ф. Е., Вишнякова Н. Ф., Ершов А. А.; Зосимовский А. В.; Кичанова И. Н.; Петровская Л.А.; Рыбакова М. М. ;Соснин В.А.; Фельдштейн Д.И., Воробьева Л. И.; Хасан Б. И., Храмов В. О.; Boulding К. Е.; Coser L., Himes I.S.; Simmel G. и другие).
В анализе конфликтов различают несколько уровней и аспектов: философский, социологический, конкретно-научный и прикладной.
Конструктивное отношение к конфликтам предполагает не избегание или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированный подход к ним, конструктивное их разрешение.
Идея о полезной функции конфликтов кажется не столь парадоксальной, если помнить, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций и сил. Естественно, далеко не всякий конфликт способствует развитию личности, группы. Однако из каждого конфликта можно извлечь урок для развития своего и окружающих.
Основная цель работы в области практической конфликтологии — дать возможность учащемуся сформировать конструктивное отношение к конфликтам, снизить страх конфликтных ситуаций, овладеть способами анализа и разрешения типичных конфликтов. Это, конечно, не отрицает необходимости постоянной профилактической работы, заключающейся в повышении культуры общения (культуры воздействия, речи, мышления, прогнозирования ответных реакций, слушания, поддержания общения, исправления ошибочного действия и т. д.) и совершенствовании системы эмоциональной саморегуляции учащихся.
Как отмечает Л. А. Петровская, «конфликтная компетентность сегодня — это, прежде всего, освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже» (Петровекая, 1996). Заметим, что тот же автор говорит о двух тенденциях в развитии коммуникативной компетентности: нормативной тенденции — усвоение социально заданных норм и эталонов и личностно-творческой тенденции, которая предполагает конструирование норм в ходе общения, исходя из ориентации участников в ситуации, в себе, в партнере.
Понятие «народное образование» и его значение в России
Народному образованию или народному просвещению в энциклопедическом словаре дается следующие определение – это система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит ...
Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных
рыбках посредством наблюдения
Цель формирующего эксперимента:расширение, повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течении одного месяца 1 раз в неделю по 30 – 35 минут, с 11 детьми старшего дошкольного возраста. 1. Занятие «Наблюдение за рыбк ...
Выявление уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности освоения арифметических действий детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень). Задачи: 1. Проанализировать уровень арифметических действий в процессе решения арифметических задач. 2. Изучить календарно-тематический план воспитательно- ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.