Компетентность как условие развития личности

Страница 2

По мнению ряда авторов (Андреева Г. М., 1989; Ковалев Г. А., 1987; Лабунская В.А., 1986; Миккин X., 1974, и др.), какие бы невербальные средства ни выделялись, все они могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия.

Основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время, энергия) были положены нами (Л. М. Митина, 1994) в основу выделения подструктур невербального поведения, а также систем их отражения и восприятия (оптической; акустической, тактильной, ольфакторной).

Особое место в структуре коммуникативной компетентности занимает так называемая «конфликтная компетентность», которая рассматривается нами вслед за Б. И.Хасаном как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации (Хасан, 1996.). Известно, что конфликты с необходимостью включаются в профессиональную деятельность специалистов системы «человек—человек»: руководителей любого ранга, учителей, врачей, юристов, работников сферы обслуживания и др. Классические исследования деятельности менеджера показали, что 25% его рабочего времени обычно затрачивается на улаживание конфликтов. Эта цифра достигает 80% у управляющих первого уровня. Еще более удручающую картину можно наблюдать и в школе, где неконструктивные способы выхода из конфликта — подавление, запрет, игнорирование и т. д. — приводят подчас к ломке личности, асоциальным формам поведения, невротическим проявлениям и психосоматическим заболеваниям.

Проблема конфликтов вызывает в настоящее время все больший интерес у различных специалистов. Эта проблема актуальна и в теоретическом, и в практическом плане. Вместе с тем социальная психология, социология, детская, возрастная и педагогическая психология, патопсихология обладают определенным понятийным аппаратом, с помощью которого можно анализировать конфликты, определять их типы и намечать оптимальные пути их разрешения (Бородкин Ф. М„ Коряк Л. М.; Василюк Ф. Е., Вишнякова Н. Ф., Ершов А. А.; Зосимовский А. В.; Кичанова И. Н.; Петровская Л.А.; Рыбакова М. М. ;Соснин В.А.; Фельдштейн Д.И., Воробьева Л. И.; Хасан Б. И., Храмов В. О.; Boulding К. Е.; Coser L., Himes I.S.; Simmel G. и другие).

В анализе конфликтов различают несколько уровней и аспектов: философский, социологический, конкретно-научный и прикладной.

Конструктивное отношение к конфликтам предполагает не избегание или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированный подход к ним, конструктивное их разрешение.

Идея о полезной функции конфликтов кажется не столь парадоксальной, если помнить, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций и сил. Естественно, далеко не всякий конфликт способствует развитию личности, группы. Однако из каждого конфликта можно извлечь урок для развития своего и окружающих.

Основная цель работы в области практической конфликтологии — дать возможность учащемуся сформировать конструктивное отношение к конфликтам, снизить страх конфликтных ситуаций, овладеть способами анализа и разрешения типичных конфликтов. Это, конечно, не отрицает необходимости постоянной профилактической работы, заключающейся в повышении культуры общения (культуры воздействия, речи, мышления, прогнозирования ответных реакций, слушания, поддержания общения, исправления ошибочного действия и т. д.) и совершенствовании системы эмоциональной саморегуляции учащихся.

Как отмечает Л. А. Петровская, «конфликтная компетентность сегодня — это, прежде всего, освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже» (Петровекая, 1996). Заметим, что тот же автор говорит о двух тенденциях в развитии коммуникативной компетентности: нормативной тенденции — усвоение социально заданных норм и эталонов и личностно-творческой тенденции, которая предполагает конструирование норм в ходе общения, исходя из ориентации участников в ситуации, в себе, в партнере.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Метод сase-study как инновационная образовательная технология
В последние годы большое распространение для совершенствования навыков и получения опыта получает метод активного обучения – кейс - метод(case study), который заключается в накоплении и освоении знаний при переходе от пассивных к активным, от простых ситуаций к сложным, от индивидуальных к интегрир ...

Школы Англии
Структура английской системы народного образования определена школьным законом 1944 года, или так называемым «Актом об образовании». Этот закон, принятый в условиях роста послевоенного демократического движения, предусматривал унификацию школьной системы, расширение возможности всех граждан на полу ...

Эмоциональная отзывчивость
Как уже отмечено ранее, главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Рассматривая эмоциональную отзывчивость как ядро музыкальности, остановимся на характеристике понятия "эмоции". Многие исследователи в различной литературе дают понятие эмоция ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru