Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б. Помялов, подчеркивая актуальность использования данного метода в педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в любой человеческой общности. [20,76]
При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т. обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирования героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания; формирования высоких нравственных качеств у учащихся; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении общечеловеческих ценностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость учитывать ряд положений: вычленение и формирование российских ценностей должно строиться на той же методологической основе, что и общечеловеческие; выделение наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя из исторического опыта, основе. [22,65]
Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем.
Для того чтобы лучше понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа ХХI века» программа курса: «Вводный историко – обществоведческий курс» ( авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин ), состоящего из двух частей: «Моё Отечество» ( III класс) и «Человек и человечество» ( IV класс )
Вводный историко-обществоведческий курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и человечество» (IV класс).
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» предлагает концепцию вводного курса истории и обществознания, состоящего из двух частей: первая часть - «Мое Отечество» (Ш класс); вторая часть - «Человек и общество» (IV класс).
Задача вводного курса истории и обществознания: дать ученикам начальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Таким образом, историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию, но при этом целостную картину мира с точки зрения обществознания. В средней школе эти проблемы будут рассматриваться подробнее в разных курсах, поэтому сначала важно сформировать общее и вместе с тем целостное представление о родной стране, о ее истории и современности. Именно с этих национальных государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведческая картина мира для ученика. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания (государство, закон и т.д.). Уже в Ш классе возможно приступить к формированию начальных навыков исторического мышления (осознание изменяемости, развития общества как части окружающего мира, выделение я том или ином общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.). При этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
Учебно-методический комплекс «Мое Отечество» состоит из программы, учебника (в четырех частях), рабочей тетради и сборника методических рекомендаций для учителей, планируется дополнить набор иллюстративно-наглядным материалом (карты, схемы, видовые картины).
Особенности курса: все новые понятия и явления окружающего мира подаются учащимся только через знакомые им жизненные ситуации в жанре бытовых рассказов. Чтобы обеспечить личностное восприятие учениками материала и стилистически соотнести курс «Мое Отечество», параграфы учебника являются рассказами о путешествиях по прошлому и настоящему России двух главных героев: брата и сестры Илюши и Анюты. Весь новый материал подается как рассказы родителей и взрослых знакомых Анюты и Илюши.
Анализ результатов формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента был представлен комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся следующих умений: 1) умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи; 2) умение разделять формулы речевого этикета по ...
Принцип соизучения языка и культуры
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся Рассмотрим схему 2, 3: Схема 3 Схема 2 Язык- это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а так ...
Цели, задачи и методики исследования
Цель работы
: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности. Объект
: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса прак ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.