Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной школы в начальную.
Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусматривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.
На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.
Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.
В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различными концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:
1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегрировано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окружающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);
2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором которого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Беседы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).
Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний ценности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценностей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, должен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.
Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора исторического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осознание ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию окружающих людей и себя в этом мире.
Формы организации активного отдыха
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добит ...
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся
средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...
Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детс ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.