В современной ситуации, когда история Отечества в основной школе изучается только после цивилизаций Древнего мира и Средневековья, большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, историческому прошлому, традициям и культуре приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.
В.А. Сухомлинский считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа человеческого достоинства», он также отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчести».[13]
Современные методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Соловьев В.М. также убеждают, что события отечественной истории более близки и доступны детям, чем факты истории зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего приступать, знакомя детей именно с отечественной историей. Здесь школьники получают первые представления о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об идущих вглубь столетий корнях.
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Структура образовательного процесса и квалификаций
в Российской Федерации
Как хорошо известно, действующие в Российской Федерации Закон об образовании и Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании предусматривают выбор между двумя образовательными циклами: двухуровневое образование с последовательной реализацией программы бакалавриата (нормативный срок о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.