Информация о педагогике » Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения » Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках

Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках

Страница 1

Для эффективного формирования знаний об аквариумных рыбках должны соблюдаться педагогические условия организации и проведения наблюдения:

1.Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания)

2. Предварительная работа перед наблюдениями, беседы, занятия для актуализации и пополнения знаний детей об аквариумных рыбках необходимых для наблюдения.

3. В процессе наблюдения создавать положительный фон, посредством включения игровых персонажей.

Для реализации первого условия подобрали следующие наблюдения за аквариумными рыбками:

Наблюдение 1. Что и как ест рыбка?

Цель. Показать детям сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 2. Как рыбка плавает?

Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 3. Как рыбка отдыхает?

Цель. Познакомить детей с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Для реализации второго условия подобрали следующие беседы:

Беседа 1. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.

Беседа 2. Рыбка живая — о ней надо заботиться.

Цель. Побеседовать с детьми о том, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

Так же в процессе наблюдения важно создавать игровую обучающую ситуацию, она связана с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, диафильмов, мультфильмов, рассказов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В игровой обучающей ситуации сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Игровую обучающуюся ситуацию можно представить в виде сравнения живых и игрушечных рыбок. Воспитатель ставит цель – закрепить к детей представления о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которым они наблюдали достаточное длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними нужно ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками – смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать как они плавают, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Формирование грамматического строя речи у детей в норме. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и и ...

Освоение культурологического образа в начальной школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...

Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила и законы, но учен ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru