При осуществлении воспитательного процесса сотрудникам колоний невозможно обходить вниманием особенности такого специфического явления, как субкультура уголовного мира, которая, как известно, оказывает влияние на эффективность работы любого исправительного учреждения. Так, социальной среде осужденных свойственны определенные ценности, принципы и нормы, на основе которых образуются различные неформальные группы, а также отдельные категории осужденных, занимающие в них далеко не одинаковое положение. В основе объединения осужденных в те или иные группы лежит их ориентация на такие важные человеческие ценности, как собственное «я» и ценность той группы, к которой он принадлежит. Принадлежность каждого лица к той или иной неформальной группе, а также положение в ней во многом определяет его отношение к режиму, труду, воспитательным мероприятиям и другим средствам исправления и перевоспитания, и, что немаловажно при решении вопроса о соблюдении режима, существенно влияет на содержание межличностных отношений.
Неформальные группы образуются в исправительных учреждениях всех видов режима. Однако установлено, что в ИК общего режима неформальные группы менее устойчивы, нежели в других подразделениях. Их устойчивость возрастает по мере повышения к ним требований по соблюдению режима отбывания наказания.
Принято выделять следующие неформальные группы.
1. Группы с положительной направленностью (в некоторой юридической литературе они называются нейтральными, на уголовном жаргоне – «мужики»), которые могут объединять осужденных, связанных духовными интересами, общностью взглядов. Это наиболее многочисленная группа. Ее представители стремятся не вступать в тесные контакты с осужденными отрицательной направленности, но в то же время воздерживаются от активного сотрудничества с администрацией ИК. Среди ценностей «нейтральные» выделяют свободу, а также те средства, которые способствуют ее скорейшему достижению: добросовестный труд, успешная учеба, примерное поведение. Деятельность такой группы совпадает с целями и задачами исправительного учреждения.
2. Группы с отрицательной направленностью поведения («отрицательные»), включают в себя, в основном, лиц, придерживающихся «воровской романтики» и знающих друг друга по совместным преступлениям. Эти группы противопоставляют себя коллективу, нарушают режим содержания. Они рассматривают себя в качестве лиц, призванных защищать, с их точки зрения, интересы определенной группы осужденных, стремятся показать себя этакими борцами за «справедливость» и т.п. Это им необходимо для того, чтобы добиться поддержки и расположения со стороны других осужденных.
3. Группы с неопределенной направленностью, которые в основе своего образования имеют различные причины и также разнообразны по своей структуре, находятся в своеобразной изоляции от общей массы осужденных. Специфическое отчуждение этих осужденных происходит или потому, что они нарушили нормы поведения, выработанные неформальной группой осужденных, или потому, что у них наблюдаются порочные наклонности, неряшливый внешний вид, некоторые страдают слабоумием и т.п. Эти лица, неадаптированные к условиям исправительных колоний, т.н. «опущенные», «отвергнутые», исключены из нормальных взаимоотношений большинством осужденных, поэтому довольно остро стоит вопрос о привлечении их к общественно полезной деятельности. В основном, в состав самодеятельных организаций входят «нейтральные» осужденные.
Каждая из групп неоднородна. Среди «отрицательных» выделяются лидеры, которые держатся, как правило, замкнуто. Связь с осужденными осуществляют через посредников. В группе «отрицательных» имеются также осужденные, которые следят за исполнением решений группы, за исполнением санкций, которые предусмотрены правилами, вырабатываемыми самими осужденными. Иногда эти лица выполняют и посреднические функции. В этой группе есть осужденные, хорошо знающие нормы внутренней жизни неформальных групп, отличающиеся умением ориентироваться в сложных экстремальных ситуациях. Чаще всего – это лица, неоднократно судимые.
Содержание самостоятельной работы переводчика
Для достижения поставленных коммуникативных целей, осуществления эффективной коммуникации представителей разных культур необходимы специфические знания, навыки и умения, составляющие его базовые компетенции. Развитие этих компетенций во многом определяется личной активностью и самостоятельностью уч ...
Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенс ...
Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных
ценностей человека
Под самосознанием принято понимать осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразны ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.