В современных условиях нужны более адекватные современной научной картине мира и самосознанию человека средства его социализации.
На это еще в начале века обращал внимание педагогов С.И.Гессен, который в своей концепции национального образовании исходил из мысли, что оно является отражением непрерывно развивающейся национальной жизни и культуры, следовательно, должно пребывать в процессе творческого развития: "Только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях". Этот подход предполагает взаимодействие двух категорий: "предания" (сохранение культурного наследия) и "задания", т.е. его творческое, качественное развитие, достижение нацией, школой, учеником нового, прежде не бывалого, культурного состояния.
По мнению С.И.Гессена, национальным является то образование, которое всесторонне, полноценно отражает достижения современной культуры и цивилизации, обеспечивает качественное овладение ими и на этой основе — вхождение учащихся в жизнь общества, народа, человечества.
В свете этой концепции русская национальная школа видится как целостное культурно-образовательное пространство, где живут и "предания" и "задания", на основе которых теоретическим я практическим путем воссоздаются культурные образцы национальной жизни, происходят культурные события, создаются произведения культуры, творится история жизни (учащихся, школы), развиваются нравственные отношения, осуществляются гражданские акции, и в этой разносторонней жизнедеятельности ученик обретает свою культурную идентичность и становится человеком русской культуры.
Такой подход приводит к пониманию необходимости выстраивания среды школы как ментального пространства, открытого для вхождения в него новых культурно-образовательных реалий.
Принципиальное значение для определения стратегии развития современной школы имеет сочетание личностного и социо-ориентированного подходов. Выполнение школой своих фундаментальных функций возможно при условии ее развития как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной стороны, на поддержку социума, а с другой — на создание социально-педагогических условий для личностного развития школьников как субъектов истории (страны, семьи и т.д.), культуры, и собственной жизни в открытом гражданском обществе.
С учетом положений разработана структура инвариантной модели современной школы, которая включает следующие компоненты-диагностический: выявление социально-педагогической ситуации ментального пространства и культурно-образовательной среды школы, ценностно-смысловой: обоснование миссии, функций, ценностей и целей школы;
содержательно-процессуальный: определение типа образования и
содержания соответствующих ему образовательных процессов;
личностно-деятельностный: способы жизнедеятельности сельского школьника как субъекта народной жизни, культуры, образования;
профессионально-творческий: инновационные процессы и способы развития педагогической культуры школы, педагогов, родителей;
управленческий: принципы и содержание управленческой деятельности, критерии оценки качества образования в школе.
В соответствии с идеей, о влиянии школы на развитие общества, образование в данной модели выполняет социально-терапевтическую (оздоровительную), культурно-созидательную, адаптивную, экологически-охранительную и другие гуманитарные функции. Выполнение этих функций предписывает школе:
быть школой массовой, т.е. не осуществлять специального отбора контингента учащихся ни по одному признаку;
гарантировать всем учащимся получение базового общего среднею образования, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности в условиях города;
обеспечить усвоение выпускниками школы базовых компонентов культуры: культуры потребностей, познания, труда, общения, духовной, самовоспитания;
обеспечить поддержку одаренности как норму жизнедеятельности учителей и учащихся, предоставить им возможность выбора дополнительного содержания образования в соответствии со способностями, склонностями и желаниями, исходя из реального образовательного потенциала школы и ее окружения;
обеспечить высокий престиж знаний, творчества, мастерства в любом деле через создание эмоционального поддерживающего фона, атмосферы духовности, инициативности;
исключить возможность ущербной самооценки учеников, утвердить в них веру в свои способности, создать условия для позитивного самоутверждения каждого школьника в учении, опытничестве, техническом и художественном творчестве и других сферах самореализации личности.
История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...
Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...
Исследование и моделирование культурологического образа на третьей стадии
культурологической драматизации
В Этнокультурном и Кросскультурном социумах колледжа и университета освоение культурологического образа аутентичного текста идет уже через исследование и моделирование. Здесь рассказать историю означает создать общность. Будет ли история рассказана средствами кино, драматургии, живописи или простог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.