Информация о педагогике » Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция » Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Страница 6

В современных условиях нужны более адекватные современной научной картине мира и самосознанию человека средства его социализации.

На это еще в начале века обращал внимание педагогов С.И.Гессен, который в своей концепции национального образова­нии исходил из мысли, что оно является отражением непрерывно развивающейся национальной жизни и культуры, следова­тельно, должно пребывать в процессе творческого развития: "Только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях". Этот подход предполагает взаимодействие двух категорий: "предания" (сохранение культур­ного наследия) и "задания", т.е. его твор­ческое, качественное развитие, достижение нацией, школой, учеником нового, прежде не бывалого, культурного состояния.

По мнению С.И.Гессена, национальным является то образование, которое всесто­ронне, полноценно отражает достижения современной культуры и цивилизации, обеспечивает качественное овладение ими и на этой основе — вхождение учащихся в жизнь общества, народа, человечества.

В свете этой концепции русская нацио­нальная школа видится как целостное культурно-образовательное пространство, где живут и "предания" и "задания", на основе которых теоретическим я практи­ческим путем воссоздаются культурные образцы национальной жизни, происходят культурные события, создаются произведе­ния культуры, творится история жизни (учащихся, школы), развиваются нрав­ственные отношения, осуществляются гражданские акции, и в этой разносторонней жизнедеятельности ученик обретает свою культурную идентичность и стано­вится человеком русской культуры.

Такой подход приводит к пониманию необходимости выстраивания среды школы как ментального пространства, открытого для вхождения в него новых культурно-образовательных реалий.

Принципиальное значение для определения стратегии развития современной школы имеет сочетание личностного и социо-ориентированного подходов. Выполнение школой своих фундаментальных функций возможно при условии ее развития как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной сторо­ны, на поддержку социума, а с другой — на создание социально-педагоги­ческих условий для личностного развития школьников как субъектов исто­рии (страны, семьи и т.д.), культу­ры, и соб­ственной жизни в открытом гражданском обществе.

С учетом положений разработана структура инвариантной модели современной школы, которая включает следующие компоненты-диагностический: выявление социально-педагогической ситуации ментального пространства и культурно-образовательной среды школы, ценностно-смысловой: обоснование миссии, функций, ценностей и целей школы;

содержательно-процессуальный: определение типа образования и

содержания соответствующих ему образовательных процес­сов;

личностно-деятельностный: способы жиз­недеятельности сельского школьника как субъекта народной жизни, культуры, образования;

профессионально-творческий: инновационные процессы и способы развития педагогической культуры школы, педагогов, роди­телей;

управленческий: принципы и содержание управленческой деятельности, критерии оценки качества образования в школе.

В соответствии с идеей, о влиянии школы на развитие общества, образование в данной модели выполняет социально-терапевтическую (оздоровительную), культурно-созидательную, адаптивную, экологически-охранительную и другие гуманитарные функции. Выполнение этих функций предписывает школе:

быть школой массовой, т.е. не осуще­ствлять специального отбора контингента учащихся ни по одному признаку;

гарантировать всем учащимся получение базового общего среднею образования, ко­торое необходимо для нормальной жизнедеятельности в условиях города;

обеспечить усвоение выпускниками шко­лы базовых компонентов культуры: культу­ры потребностей, познания, труда, обще­ния, духовной, самовоспитания;

обеспечить поддержку одаренности как норму жизнедеятельности учителей и уча­щихся, предоставить им возможность вы­бора дополнительного содержания образо­вания в соответствии со способностями, склонностями и желаниями, исходя из ре­ального образовательного потенциала шко­лы и ее окружения;

обеспечить высокий престиж знаний, творчества, мастерства в любом деле че­рез создание эмоционального поддержива­ющего фона, атмосферы духовности, ини­циативности;

исключить возможность ущербной само­оценки учеников, утвердить в них веру в свои способности, создать условия для позитивного самоутверждения каждого школьника в учении, опытничестве, техническом и худо­жественном творчестве и других сферах самореализации личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...

Исследование и моделирование культурологического образа на третьей стадии культурологической драматизации
В Этнокультурном и Кросскультурном социумах колледжа и университета освоение культурологического образа аутентичного текста идет уже через исследование и моделирование. Здесь рассказать историю означает создать общность. Будет ли история рассказана средствами кино, драматургии, живописи или простог ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru