Первые славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, С.П.Шевырев и другие представители российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания "цельного человека", сочетающего в своей образованности народно-православные черты характера на то, что присуще человеку вообще. С.П.Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей воспитания считал "возвышение духовное", а не наполнение учащихся прикладными знаниями. Он отстаивал идею развития в ребенке "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального, русского начала.
Мыслители, которых принято называть "западниками", были позитивистами и выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям. Исторически отработанным в Западной Европе. При этом зачастую негативные тенденции, например прагматические, проявленные в развитии европейской системы, подвергались критике. Отсюда принадлежность к "западникам" тех или иных выдающихся философов и деятелей образования России XIX в. может быть обозначена с известными оговорками и ограничениями. Но все же становление и развитие образования в России осуществлялось в условиях антиномичного, дуального социально-культурного пространства русской культуры, обусловливая необходимость поиска универсализующей духовности как фактора, способствующего преодолению противоречий существования различных философских ориентации. Таким объединяющим "западников" и "славянофилов" началом стал философский принцип антропоцентризма.
Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XJX в. Славянофилы и западники ориентируются на бытие индивида в мире абсолютных ценностей. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX в. Во всех различных течениях русской мысли можно найти утверждение о том, что человек в своей индивидуальности — нравственная ценность высшей иерархической ступени. Без сомнения, эта константа русской философской мысли определила гуманистическую направленность школы, ее нравственный дух, почитание в ребенке человека, личности, индивидуальности.
Не менее важной стороной универсализующей духовности стала идея утверждения православия как "всечеловеческой религии", воплощающей всеобщие принципы любви и братства, принцип соборности, противоположный внешнему подчинению, характерному для католического прихода. Изначально под соборностью подразумевалось свободное единство основ церкви в деле совместного понимания правды и совместного поиска путей спасения. Однако феномен соборности адекватно отражал тенденции развития и русской общины, и русского общества, и русской культуры (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, Л.П.Карсавин и др.).
Соборность — это ценностно-смысловые ориентир развития школы, означающий ее целевую направленность на воспитание человека, укорененного в общине, умеющего сочетать индивидуальное и общественное, это среда школы, основанная на совместной жизнедеятельности детей и взрослых, педагогов и родителей, это духовное единение школы и социума, это религиозно-нравственное единство образовательного сообщества, национальный идеал жизнедеятельности школы.
Онтология аксиологических констант русской философии антропоцентризма соотносима с феноменом "русского комизма", теоретики которого рассматривали человека как субъекта, ответственного за состояние жизни не только на Земле, но и в Космосе. Своим поведением, нравственностью, отношением к природе человек определяет и свой путь, и жизнь космического целого, утверждал К.Э.Циолковский.
Учение В.И.Вернадского о ноосфере разума и переходе биосферы в ноосферу, Н.Ф.Федорова об "общем деле" как "внесении в природу воли и разума", идея всеединства В.Соловьева, общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, направленности творческих усилий человека на достижение антропоприродной гармонии, построение глобальной цивилизации как единого социально-природного комплекса не только заложили основы нового типа научного мышления, но и оказали несомненное влияние на тип образованности русского человека, определив в качестве ее характерной черты — открытость миру, культуре, природе, общечеловеческим ценностям.
Итак, русская философская мысль второй половины ХХ в. выявила характерные особенности историко-культурного субстрата отечественного образования. Инвариантными идеями конкретно-исторических концепций российской национальной школы выступают: понимание человека как вселенской сущности (антропоцентризм, антропокосмизм), как разумно-свободного существа, способного внести ноосферное начало в жизнь Земли и Космоса;
Интегрированный урок
В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных пр ...
«Домострой» о воспитании детей
Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается ...
Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.