Свои функции школа может выполнить только через воспитание у учащихся черт национального характера. Национальный характер — это генотип плюс культура, т.е. это сочетание взаимовлияния того, что человек получает от природы, и того, к чему он приобщается в процессе жизни и образования. Хотя многие исследователи, изучавшие феномен русского характера, отмечают его загадочность и непознанность, общими усилиями ученых определены наиболее типичные его проявления: душевная щедрость, человечность, религиозная нравственность, даровитость, стремление к воле, преобладание иррационального, эмоционально-чувственного отношения к жизни и др.
Разумеется, не все названные черты адекватны современной жизни, которая требует - от человека проявлений рациональности, ответственности, повышенной социальности и других черт, характерных в большей степени для западноевропейского типа личности, чем для русского человека. Однако это говорит лишь о необходимости педагогической коррекции, но не отрицает сущностную основу национального характера.
Особенностью русского человека по праву признается и такая важная черта, как стремление жить, ориентируясь на высокую идею. Русский человек, отмечал Ф.М.Достоевский, это "человек с идеей". С этой чертой национального характера связаны поиски особой русской идеи, смысла жизни, истории, судьбы России. Такой идеей„для современной школы можно считать духовное возрождение восстановление нравственных и бытийных основ жизни, придание ей нового качества, адекватного цивилизованным формам развития хозяйственного производства и социума.
К ценностно-смысловым основам развития современной школы и ее взаимоотношения с сообществом. В историческом контексте они обозначены как взаимоотношения школы и которая была традиционной формой организации жизни населении в России. В философской и социологической литературе выделены фундаментальные ценности русского, среди которых соборность, "мир" как основа и предпосылка существования, трудолюбие, демократизм, основанный на власти "мира", религиозно-нравственные начала коллективной жизни. Эти ценности составляют ядро культурно-воспитательного идеала, определяющего образ человека, на воспитание которого должна быть направлена деятельность школы. В концепции — это человек культуры и хозяин земли, нравственная и соборная личность.
Эта цель корректируется взаимоотношениями школы и государства, которое стремится распространить общие требования к образованию на деятельность школы без достаточного учета ее специфики и социально-педагогической миссии. Поэтому ключевым вопросом управления развитием школы следует признать сочетание интересов школы, социума и государства. Принятие управленческих решений в сфере развития школы должно осуществляться с учетом необходимости выполнения ею своих основных специфических функций:
Таковы концептуальные основы развития школы, которая может выполнить указанные функции только при условии, если это приобретет личностный смысл для учителей, учащихся, родителей. Это означает, что теоретическая модель современной - школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образования. Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной школы в том, что для выполнения выше об иначе иных функции наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, которая теоретически обоснована как в ряде работ. Это модель, эпицентром которой является ученик как субъект общечеловеческой и национальной культуры, истории, собственной жизни и развития. В соответствии с этим основные педагогические процессы, происходящие в школе, таковы:
вхождение личности в национальную культуру и ее культурная идентификация;
социализация и адаптация личности в изменяющемся социуме;
педагогическая поддержка культурного саморазвития и становления индивидуальности ребенка.
Эти процессы характерны для открытой культурной и образовательной среды, они поддерживаются общественно-государственным характером управления развитием школы.
Идеальный (желаемый) образ современной школы представляется в виде школы, изоморфной русской национальной культуре и ментальным особенностям народной жизни. Вместе с тем при обосновании стратегии ее развития нельзя не учитывать смены ценностных ориентации, которая произошла в российском обществе на рубеже веков, триумфа идей личности, свободы, демократии, начавшейся интеграции России в мировые цивилизационные процессы. В этих условиях духовность личности не может питаться только традиционными ценностями русской жизни, точно так же как ее нравственность и гражданственность не могут искать опору лишь в общинных традициях.
Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда п ...
Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...
Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников
Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.