Информация о педагогике » Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция » Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Страница 5

Свои функции школа может выполнить только через воспитание у уча­щихся черт национального характера. На­циональный характер — это генотип плюс культура, т.е. это сочетание взаимо­влияния того, что человек получает от природы, и того, к чему он приобщается в процессе жизни и образования. Хотя многие исследователи, изучавшие феномен русского характера, отмечают его загадоч­ность и непознанность, общими усилиями ученых определены наиболее типичные его проявления: душевная щедрость, человеч­ность, религиозная нравственность, дарови­тость, стремление к воле, преобладание иррационального, эмоционально-чувственного отношения к жизни и др.

Разумеется, не все названные черты адекватны современной жизни, которая требует - от человека проявлений рацио­нальности, ответственности, повышенной социальности и других черт, характерных в большей степени для западноевропейско­го типа личности, чем для русского чело­века. Однако это говорит лишь о необхо­димости педагогической коррекции, но не отрицает сущностную основу национально­го характера.

Особенностью русского человека по пра­ву признается и такая важная черта, как стремление жить, ориентируясь на высо­кую идею. Русский человек, отмечал Ф.М.Достоевский, это "человек с идеей". С этой чертой национального характера связаны поиски особой русской идеи, смысла жизни, истории, судьбы России. Такой идеей„для современной школы можно считать духовное возрождение восстановление нравственных и бытийных основ жизни, придание ей нового качества, адекватного цивилизованным формам развития хозяйственного производства и социума.

К ценностно-смысловым основам развития современной школы и ее взаимоотношения с сообществом. В историческом контексте они обозначены как взаимоотношения школы и которая была традиционной формой организации жизни населении в России. В философской и социологической литературе выделены фундаментальные ценности русского, среди которых соборность, "мир" как основа и предпосылка существования, трудолюбие, демократизм, осно­ванный на власти "мира", религиозно-нравственные начала коллективной жизни. Эти ценности составляют ядро культурно-воспитательного идеала, определяющего образ человека, на воспитание которого должна быть направлена деятельность школы. В концепции — это человек культуры и хозяин земли, нравственная и соборная личность.

Эта цель корректируется взаимоотношениями школы и государства, ко­торое стремится распространить общие требования к образованию на деятельность школы без достаточного учета ее специфики и социально-педагогической миссии. Поэтому ключевым вопросом уп­равления развитием школы сле­дует признать сочетание интересов школы, социума и государства. Принятие управленческих решений в сфере развития школы должно осуществляться с учетом необходимости выполнения ею сво­их основных специфических функций:

Таковы концептуальные основы развития школы, которая может выполнить указанные функции только при условии, если это приобретет личностный смысл для учителей, учащихся, родителей. Это означает, что теоретическая модель современной - школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образо­вания. Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной школы в том, что для выполнения выше об иначе иных функции наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, которая теоретически обоснована как в ряде работ. Это модель, эпицентром которой являет­ся ученик как субъект общечеловеческой и национальной культуры, истории, собствен­ной жизни и развития. В соответствии с этим основные педагогические процессы, происходящие в школе, таковы:

вхождение личности в национальную культуру и ее культурная идентификация;

социализация и адаптация личности в изменяющемся социуме;

педагогическая поддержка культурного саморазвития и становления индивидуаль­ности ребенка.

Эти процессы характерны для открытой культурной и образовательной среды, они поддерживаются общественно-государ­ственным характером управления развити­ем школы.

Идеальный (желаемый) образ современной школы представляется в виде школы, изоморфной русской нацио­нальной культуре и ментальным особенностям народной жизни. Вместе с тем при обосновании стратегии ее развития нельзя не учитывать смены ценностных ориента­ции, которая произошла в российском об­ществе на рубеже веков, триумфа идей личности, свободы, демократии, начавшей­ся интеграции России в мировые цивилизационные процессы. В этих условиях ду­ховность личности не может питаться только традиционными ценностями русской жизни, точно так же как ее нравствен­ность и гражданственность не могут ис­кать опору лишь в общинных традициях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда п ...

Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...

Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников
Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значит ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru