Информация о педагогике » Литературное творчество младших школьников и развитие речи на уроках чтения » Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся

Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся

Страница 2

Низкий уровень

. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

Результаты диагностики показали в Таблице 1, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

Данные таблицы свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню речевого развития детей составило примерно одинаково. Для детей обеих групп оказались очень сложными 2, 4, 5 и 10 задания, которые выполнены на низком уровне.

Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю» и назвала поддевки (Заира Д.). Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем не играет особой роли. Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Таблица 1. Результаты диагностики речевых умений детей (констатирующий срез)

Группы

Имя ребенка

Номер задания

Ср. арифм.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

контрольная

1. Заира Д.

2,5

1

3

1

1

2

2

2

2

1

3

1,5

1,8

С

2. Магомед К.

2

2,5

3

1,5

1,5

2

2

2

3

2

3

1,5

2,2

С

3. Тимур К.

1,5

2

3

2

2

2

2

2

3

1,5

2

1,5

1,9

С

4. Мадина Н.

1

2

1

1

1

1,5

1

2

2

1

2

1

1,4

Н

5. Зайнаб М.

1

1

1

1

1

1,5

1

2

2

1

1,5

1

1,3

Н

6. Динара К.

1

1,5

2

1

1

1,5

1,5

2

2

1

2

1

1,46

Н

7. Сабина Т.

2

1,5

2

1

1

2

2

2

1,5

2

2

1,5

1.7

С

8. Шуана М.

1,5

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

1,5

1,8

С

9. Наби А.

2

2

1,5

2

2

2

1,5

2

1

1,5

2

1,5

1,8

С

10. Камал Б.

1

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

1

3

2

1,8

С

Ср. арифм.

1,55

1,75

2,1

1,35

1,35

1,85

1,8

2

2

1,4

2,25

1,4

Уровень

С

С

С

Н

Н

С

С

С

С

Н

С

Н

экспериментальная

1. Айшат А.

1

1

1

1

1

1,5

1

1,5

1

1

1,5

1

1,25

Н

2. Ислам К.

2,5

2

2

2

2

2,5

2

2

2

2

3

2

2

С

3. Джамал С.

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2,42

С

4. Юсуп Г.

2

1,5

1

1

1

1,5

1

1,5

2

1

2

1

1,46

С

5. Эльмира Б.

1

1

1

1,5

1,5

1,5

2

2

1

1

2

1

1,46

С

6. Камиль В.

3

2

2

2

2

2,5

2

2

2

1

2

1

2,08

С

7. Муслим К.

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1

1,3

Н

8. Наида М.

2

1

2

2

2

2,5

2

2

1,5

1,5

2

2

1,9

С

9. Саида Ш.

1,5

1

1

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1

1

1,5

1

1,3

Н

10. Азамат А.

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1,5

1

1,25

Н

Ср. арифм.

1

1

1

1,6

1,6

1

1

1

1

1

2

1

Уровень

С

Н

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

Н

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать. В 60-х годах XIX века ...

Методика проведения внемузейного урока-экскурсии
Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содерж ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения
Для выделения методических рекомендаций по организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в нашей работе были опрошены преподаватели начальных классов школы № 13 г. Череповца. Вопросы для преподавателей: - Какое место на уроке занимает самостоятельная работа? - ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru