В процессе исследования нами была поставлена следующая цель: выявить особенности нарушения в формировании грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
В ходе работы решались задачи:
выявление объема запаса грамматических форм и конструкций, используемых при продуцировании собственных высказываний;
выявление объема запаса грамматических форм и конструкций, используемых при восприятии чужих высказываний;
адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии;
выявление специфических ошибок в использовании грамматических средств и конструкций;
механизмы появления специфических ошибок.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы(по классификации Б.Г. Ананьева, 1977):
эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
биографические (анализ амнестических сведений, изучение медицинской документации);
организационные методы;
математико-статические методы;
психолого-педагогические методы.
Методы для изучения состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
:
1. Исследование сформированности грамматического строя с помощью серии заданий;
2. Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
3. Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.).
При обследовании дошкольников необходимо учитывать, что процесс становления грамматического строя еще далеко не закончен. Более того, основным механизмом освоения грамматического строя является генерализация грамматических форм и законов (А.М. Шахнарович). Поэтому для дошкольников характерна унификация грамматических форм и правил. Следовательно, для детей раннего и среднего дошкольного возраста будет вполне закономерным для обозначения множественного числа имен существительных использовать окончание ы, добавленное к основе, например стулы, лобы, окны, ухи. Особенно ярко проявляется подобная тенденция, если эти разномодельные формы предъявляются подряд. В этом случае задание оказывается провокационным, поскольку не всегда выявляет, какими грамматическими формами ребенок реально пользуется при продуцировании собственного высказывания.
Второй момент, который необходимо учитывать, состоит в том, что ребенок в дошкольном возрасте овладевает устной формой речи и поэтому грамматика, которой он владеет, является грамматикой устной речи. В устной речи дети могут использовать диалектизмы и те формы, которые устойчиво употребляет взрослое окружение, в ней может отсутствовать ряд форм и конструкций, которые в устной речи звучат редуцировано, например, окончания среднего рода «о», «е» существительных и глаголов, окончания «ое», «ее» имен прилагательных. Так имена прилагательные «добрая
», «доброе
», «добрые
» при произнесении будут иметь одинаковую форму [добръъ]. Поэтому проверить самостоятельное употребление или понимание данных грамматических форм дошкольниками без специального обучения не представляется возможным.
Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в
последипломный период
На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации: 1. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетн ...
Психология профессиональной деятельности артиста балета
Как и любая профессиональная деятельность, балет предъявляет определенные требования к личности артиста, уровню развития его психических функций. Так активная двигательная деятельность артиста балета требует полноценного развития таких психических функций, как ощущения. «Большое значение, особенно ...
Отличие литературной сказки от народной
Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия "литературная ск ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.