Профилактика неуспеваемости школьников

Страница 2

В средних классах рекомендуется повысить требовательность, сделать акцент на формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению. Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для этого возраста свойственны стремление к взрослости и повышенная раздражительность, – следует учитывать их интересы. Важно обратить внимание и на тщательную координацию объема домашних заданий по разным предметам, потому что объем учебной работы, особенно в шестом классе, специалисты считают завышенным, а у школьников этого возраста к тому же отмечается более высокая утомляемость.

В старших классах представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения. Во всех звеньях школы необходимо обеспечить дифференцированный подход к мальчикам-подросткам: вовлекать их во внеклассную работу по предмету, в лаборантские звенья при школьных кабинетах, в технические кружки и оборонно-спортивную работу, расширять представительство мальчиков в ученическом активе; характер отношений учителей с мальчиками-подростками строить по линии большей предупредительности, внимательности, выдержки, доверия, откровенности, доброжелательности, а также учета их повышенной утомляемости и связанной с этим неровности в поведении. Сконцентрировать внимание на повышении эффективности преподавания, особенно русского языка и математики, так как от степени овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их. 1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками ...

Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной Руси
Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося с Польшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение не минуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче и скорее, чем на Ру ...

Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru