Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 7

По мере формирования потребности в общении и овладения соответствующими коммуникативными умениями оно становится устойчивой формой учебной коммуникации. Как свидетельствует практика, это происходит к концу второго — началу третьего месяца с начала развивающего обучения.

Таким образом, учебное общение — это не предпосылка развивающего обучения, а один из первых по времени осязаемых его результатов. Именно он и отмечается в первую очередь посторонними наблюдателями, производя на них весьма сильное впечатление — настолько разительно отличается поведение детей, свободно общающихся друг с другом и с учителем в процессе решения учебной задачи, от поведения их сверстников, обменивающихся (иногда очень активно) учебной информацией с учителем в процессе усвоения знаний.

Складываясь на начальных этапах развивающего обучения, учебное общение действительно оказывается важнейшей предпосылкой успешного решения всех его дальнейших задач, в том числе и задачи развития речи учащихся. Основное направление этого процесса — переход от спонтанной речи к произвольному ее регулированию, предполагающему осознанный выбор (или конструирование) речевых средств и форм, отвечающих всё усложняющимся целям и содержанию учебного общения. Этот переход опирается на формирующуюся в процессе учебного общения способность рефлексивно оценивать свои действия, в том числе и коммуникативные. Именно эта способность порождает восприимчивость, «чувствительность» к новым речевым формам и средствам, с которыми ученик сталкивается в своей речевой практике не только в школе, но и за её пределами.

Наконец, отметим ещё один чрезвычайно важный аспект проблемы учебного общения. Как уже отмечалось, любое общение затрагивает фундаментальные, базовые механизмы личности — её ценностно-смысловые ориентации. Не случайно многие психологи, педагоги, писатели рассматривают общение как ту сферу активности человека, в которой ярче и полнее всего проявляются и прежде всего шлифуются, обогащаются, развиваются свойства его личности. Но это значит, что обучение, опирающееся на общение, становится не только источником новых знаний, умений и навыков, но и важнейшей формой освоения ценностей человеческой культуры, формой развития личности учащихся. Иными словами, в развивающем обучении органически сливаются, взаимно дополняя и обогащая друг друга, образовательные и воспитательные цели школьного образования.

Важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.

Подчеркнём: свободное развитие, т.е. развитие, не подчинённое заранее заданной норме, эталону. А это значит, что при оценке такого результата неприложимы никакие общие мерки, критерии.

Единственным показателем того, что развивающее обучение даёт нужные результаты, могут служить сдвиги в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе обучения. Причём речь идёт не столько об абсолютной «величине» этих сдвигов (она у каждого ученика может и должна быть хвоя), сколько об их направлении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Анализ педагогических подготовок к формированию знаний учащихся
Основная структурная единица педагогического процесса - классный урок. В нем концентрируются все элементы обучения и воспитания, обусловливается их непрерывная динамика и последовательное положительное воздействие на учащихся. Педагогическая сущность и образовательное воздействие урока проявляется ...

Теория интенсификации обучения Л.В. Занкова
Суть теории: программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках п ...

Психолого-педагогические особенности овладения изобразительными умениями
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук руки и глаза [22, 87]. Для создания изображения ребенку необходимо овладет ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru