Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 6

Наконец, чтобы такой диалог приобрёл характер общения, он должен обеспечивать каждому его участнику возможность такой коррекции собственного понимания ситуации, которая открывала бы ему возможность успешно действовать в ней. Такая возможность появляется благодаря включению в диалог учителя, который помогает ученикам сформулировать свои точки зрения на ситуацию, акцентирует наиболее содержательные и перспективные из них, помогает найти нужные аргументы и контраргументы при их обсуждении и т.д. Именно благодаря этому первоначальные субъективные мнения, плохо расчленённые и часто недостаточно осознанные, превращаются в расчленённую осознанную содержательную мысль, так или иначе отражающую объективные свойства ситуации, а диалог приобретает характер обмена мыслями, т.е. общения в собственном смысле этого слова.

Таким образом, участие учителя в учебном диалоге учащихся является третьей важнейшей предпосылкой их включения в учебное общение. В связи с этим важно подчеркнуть два обстоятельства.

Во-первых, учебное общение не может быть понято как коммуникативный процесс, развёртывающийся между учителем с одной стороны и учеником (учениками) — с другой. Учитель может стать участником такого общения, лишь включившись в диалог между учащимися. В то же время такой диалог приобретает характер общения лишь в той мере, в какой его активным участником становится учитель. В этом одно из принципиальных отличий учебного общения от обмена учебной информацией, который осуществляется в условиях традиционного обучения.

Во-вторых, учебное общение предъявляет чрезвычайно высокие требования к учителю, прежде всего — к его коммуникативным способностям и умениям. Несвоевременно или чересчур категорично сформулированная собственная точка зрения, игнорирование мысли ученика или неадекватная её оценка и т.д. и т.п. — всё это способно разрушить учебное общение, превратив его в обыкновенный обмен учебной информацией.

Если указанные выше предпосылки реализованы, и учебный диалог действительно приобретает характер учебного общения, то это существенно изменяет условия дальнейшей деятельности учащихся. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которое, он действует и значительно увереннее, и намного успешнее. Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которая при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнёрами по деятельности как важнейшем условии её успешности.

Одновременно происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно, — умения аргументированно выражать свою мысль и умения адекватно воспринимать мысль собеседника. Овладению этими умениями способствует то обстоятельство, что исходной формой учебного общения является коллективный диалог, в условиях которого указанные умения выступают раздельно и поэтому оказываются доступными выделению и осознанию, а связь между ними предельно очевидна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Инновационные технологии реализации процесса обучения в высшей школе
В современных условиях содержание самого понятия "образование" претерпевает существенные изменения. Если раньше образование рассматривалось как результат познавательной деятельности, затем как процесс получения знаний, то теперь все чаще специалисты говорят о нем как об услуге, подчеркива ...

Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР
Суть современного развивающего методического подхода к обучению ребенка решению задач состоит в том, что методика желает сформировать у учащегося самостоятельную учебную деятельность, в том числе и в плане решения задач. Иными словами, речь идет не о том, чтобы научить ребенка узнавать и решать огр ...

Особенности применения аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию
аудирование аутентичный материал обучение Как нами было выявлено в первой части данной главы снятие культурных трудностей, и трудностей связанных с языковыми аспектами, облегчает овладение аудированием и дает быстрые и ощутимые результаты. Однако такое искусственное облегченное аудирование не готов ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru