Анализ правовых актов и других нормативных документов позволяет сформулировать следующие характеристики профессионального образования в Российской Федерации.
Долгое время в нашей стране существовало четкое разделение профессионального образования на среднее, которое осуществлялось в техникумах, колледжах, лицеях, и высшее, которое осуществлялось в институтах и университетах. Подобный подход с момента принятия Россией Болонского соглашения постепенно упраздняется.
С 2007 года высшее профессиональное образование в России осуществляется на следующих уровнях:
высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степени) «бакалавр» - бакалавриат;
высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степень) «специалист» или квалификацию (степень) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
Обучение по программам бакалавриата проходит в течение четырех лет, программам специалитета – не менее пяти лет, программам магистратуры – два года.
Средние профессиональные заведения планируется подвести под формат прикладного бакалавриата с целью сведения в единую систему профессионального образования разрозненные образовательные программы и учреждения.
Помимо разделения на уровни вступление России в Болонское соглашение принесло систему кредитно-рейтинговой оценки, возможность интеграции в единое европейское образовательное пространство. Кредитно-рейтинговая система оценки предполагает выделение кредита как единицы оценки успешности освоения образовательной программы и подсчет рейтинга среди всех студентов, обучающихся по данной программе.
Болонское соглашение также предполагает возможность беспрепятственного перехода студента из одного учебного заведения в другое по всей территории Европы благодаря единой системе оценки образовательных программ и собственно схожего ранжирования кредитной «нагрузки» каждого образовательного курса.
Необходимо заметить, что вступление России в Болонское соглашение оценивается многими педагогами крайне неоднозначно. Так практически невозможно перестроить по Болонским принципам славящуюся на весь мир отечественную систему подготовки медицинских работников. Определенные трудности возникают и при подготовке специалистов в области культуры и искусства. В этой сфере огромное значение имеет профессионализм отдельно взятого педагога и складывающиеся в течение долгих лет традиции подготовки в конкретном учреждении. Годами складывающийся опыт просто так не переведешь в зачетные единицы и не разделишь на универсальные учебные курсы. Между тем, процесс реформирования не остановим и переход на систему «бакалавриат+магистратура» неизбежен. И всем учебным заведениям приходится подстраиваться под данные тенденции. Так, к примеру, довольно успешно ведет подготовку бакалавров и магистров «Российская академия русского балета имени А.Я. Вагановой».
Еще одной характерной чертой современного профессионального образования в России, неоднократно упоминавшейся в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», в «Программе развития российского образования на 2010-1015 гг», является ориентация на практику как основной инструмент профессиональной подготовки. Долгое время российская система образования была чересчур перегружена фундаментальными знаниями, абсолютно бесполезными для специалиста в реальной жизни: «Российское фундаментальное образование, пишет Ялалов Ф., создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования несколько десятилетий строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «знания – умения – навыки», причем основное внимание уделялось усвоению знаний» [34, C.90].
В последнее же время происходит пересмотр образовательного содержания, уход от излишней теоретизации, создание больших возможностей для прохождения студентами практики в реальной профессиональной деятельности.
В указанных выше документах закреплено понятия «компетентность», как базовая единица измерения качества образования.
В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования компетенция определяется как:
способность делать что-либо хорошо или эффективно;
соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
способность выполнять особые трудовые функции.
Ивановой Т.В. компетентность рассматривается как «…самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [15, C.17].
Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного
развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...
Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...
Рабочая программа «Летний отдых учащихся» в практике социального педагога
В чём смысл современной концепции организации системы летнего отдыха детей и подростков? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? По мнению автора работы, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности р ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.