Таблица 3. Данные исследования связанной речи при выполнении второго задания.
группа "а" |
группа "б" | ||||
№ |
Имя |
Результат |
№ |
Имя |
Результат |
1 |
Саша Ю. |
5 |
1 |
Люба Н. |
5 |
2 |
Даша П. |
6 |
2 |
Коля Ф. |
6 |
3 |
Катя Р. |
7 |
3 |
Гена.П. |
6 |
4 |
Валя А. |
5 |
4 |
Рита К. |
5 |
5 |
Лида Н. |
5 |
5 |
Лена А. |
5 |
По данным, представленным в таблице можно сделать вывод, что испытуемые использовали в своей речи довольно мало слов. Многие слова очень часто повторялись, поэтому они не засчитывались.
При оценке выполнения последующих заданий на составление различных видов рассказов мной учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись: степень самостоятельности при составлении рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
Третье задание имело целью выявить возможности умственно отсталых детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки ("Репка"). Шесть детей из 10 не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного
экспериментов
После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам. Для диагностики мы выделили исследование: схематического мышления посредством теста Когана; логичности мышления посредством методик, исследующих: способность обобщать – «Обобщение понятий», способность классифи ...
Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у
детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.