Так как изучение ЧС природного характера проходит в 7 классах и времени, выделенного учебным планом недостаточно, целесообразно проводить дополнительные занятия в форме внеклассных занятий. Для организации эффективной внеурочной работы с учащимися 7-х классов целесообразно применять программы для внеклассных занятий, которые включают в себя 9 учебных часов, и рассчитаны на 1 час в месяц. Внеклассные занятия проводятся преподавателем-организатором ОБЖ. Рассмотрим темы и методику обучения, которые используются на внеурочных факультативных занятиях, предложенные сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности Российского химико-технологического университета им. Д.М. Менделеева – М. Далакишвили, Е. Крыловой, кандидат педагогических наук и Л. Марининой – кандидатом химических наук, профессором. Приведены в пример несколько заданий для работы учеников в группах.
Форма проведения урока: обучение ребят в группах.
Проверка выполнения задания на конечном этапе работы: перекрестный опрос от других групп и учителя.
Критерии оценивания ответа:
Отметка «2» – ставится, если группа проигнорировала задание и итогом их работы является отсутствие усилий при поиске ответов на поставленные вопросы.
Отметка «3» ставится, если задание сделано не более чем на 50% и ответы являются неверными или представлены без объяснений.
Отметка «4» ставится, если сделано все задание с незначительными недочетами. Даны полные аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Отметка «5» за работу ставится, в случае полных, аргументированных и верных ответов на поставленные вопросы. При слаженной работе всей группы.
Задание №1.
Задание. На Камчатку поступило сообщение: «В течение ближайших 2–3 дней ожидается землетрясений магнитудой около 7,5 баллов по шкале Рихтера. Эпицентр может находиться в океане, недалеко от побережья». Оцените ожидаемые последствия землетрясения, опишите необходимые мероприятия для снижения материального ущерба и уменьшения числа пострадавших.
Примерное решение
Используя таблицу определяем, что землетрясению в семь с половиной баллов приблизительно соответствует землетрясению в 9 баллов по шкале измерения интенсивности MSK-64.
Определяем всевозможные печальные последствия землетрясения в 9 баллов, по краткой характеристике возможной интенсивности землетрясения.
Так, как эпицентр может находиться в океане, недалеко от побережья, то возможно возникновение цунами, это ещё одно событие, в котором важно знать правила поведения.
На территории следует ввести режим повышенной готовности к землетрясению и возможному цунами, оповестить всех о вероятной опасности и дать инструкции по мерам пресечения возможности нежелательных последствий.
Мероприятия:
приведение в готовность спасательных формирований, при этом спасатели и техника выводятся на открытые участки;
оповещение населения о возможном землетрясении и цунами и порядке действий при этом;
возможная упреждающая эвакуация, вывод из зданий на ближайшие открытые площадки, расположенные вне зон возможных завалов;
обучение населения правилам поведения при землетрясении и цунами;
опасные производства (особенно радиационные и химические) переводятся на аварийные режимы или вообще останавливаются. При этом персонал принимает меры по минимизации возможного ущерба от их разрушения.
Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках
литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного
восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...
Проблемы аспирантуры и докторантуры
Наполненность аспирантуры в Советском Союзе и в России в разные периоды отличалась; вводились и упразднялись те или иные учебные курсы и, соответственно, экзамены, устанавливались и отменялись ограничения на объем диссертации и т.п. Как было показано в Разд. 1, страны – участницы Болонского процесс ...
Динамика
уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся третьих классов
На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент. Его цель – выявить динамику уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся контрольного и экспериментального классов. Задачами контрольного эксперимента стало повторное проведени ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.