Наряду с индивидуальными, авторитетными в деловых отношениях, в коллективе есть лица популярные, привлекательные, с которыми многим учащимся приятно бывать вместе, проводить свободное время, делиться секретами, рассказывать о своих мечтах и переживаниях; многие им подражают в поведении, манере держаться, обращаться с другими учащимися и взрослыми. В социометрическом опросе эти лица получают наибольшее число выборов по эмоциональному критерию. Обычно это веселые, общительные учащиеся. Их называют эмоциональными лидерами
, «звездами».
Наряду с выделенными в социальной психологии основными типами лидеров существуют также и промежуточные типы лидеров.
Педагог должен обнаружить лидеров в коллективе и управлять их деятельностью; опора на наиболее влиятельных учащихся, чей авторитет базируется на общественно значимых и полезных проявлениях личности, – одно из важных условий успешного руководства учебным коллективом.
Важнейшим аспектом работы педагога является обучение актива правилам организаторской работы. Существуют наиболее общие правила: планирование организаторской работы, уяснение ее целей и задач, учет материальных средств и людей, обеспечение согласования, взаимосвязи и взаимодействия внутри группы и установление внешних связей с другими группами, отчетность, контроль и проверка работы на всех этапах выполнения задания. Эти общие правила могут способствовать выработке конкретных приемов работы педагога с активом группы.
Предпосылки, обусловленные личностью Л.Н. Толстого
толстой педагогическая обучение ясная поляна В одном из номеров журнала "Ясная поляна" за 1862 год была размещена статья открывавшаяся следующим вопросом: "Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?" [1] Ответом был народ. Народ, которому все желали пр ...
Урок в современной школе
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...
Значение театрализованной игры в жизни ребёнка
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это нгры-представления, в кот ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.