через организацию продолжительного действия образца;
за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником).
На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать и присваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.
На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:
воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы;
актуализируется уже сложившийся мотив;
осуществляется коррекция мотивации.
Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выбора мотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции.
На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя:
выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;
прекращение развертывания мотива в действие, поведение.
Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации и формы поведения, соотносит их друг с другом.
На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку. Внешнее управление создает:
условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения (это делает воспитатель, коллектив);
условия для неоднократного выполнения данного действия;
положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;
корректировка действия.
Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать и закончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапе самоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапы формирования свойства личности).
На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются. Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника. Например, воспитывается волевое свойство - настойчивость. При этом используется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмен и т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все это может сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость, проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всех видов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки и свойства. [6, c.124]
Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего – антагонистическое противостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен. Высшая форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Самовоспитанием школьников надо руководить, при этом воспитатель должен решать 3 задачи:
возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себя положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения;
помочь школьнику критически отнестись к своей личности;
помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель должен указать разумные пути самовоспитания.
Обучение – форма развития, приводящая в движение внутренние процессы развития личности. Ребенок развивается, учась, а учение проходит в деятельности по присвоению опыта в общении с людьми – таков общий закон развития. Его практическое значение состоит в том, что всякое обучение нужно строить таким образом, чтобы его развивающий эффект был максимальным. То есть вся практика обучения в школе и вузе должна быть развивающим обучением. Это значит, что в обучении нужно постоянно руководствоваться правилом, что человеку нужно учиться не для того, чтобы много знать, а для того, чтобы с помощью знаний всесторонне развиваться: многому научиться, стать умнее и способнее, чтобы самостоятельно решать любые жизненные проблемы, в том числе и в области своей профессиональной деятельности. Этот социально обусловленный процесс воспитывает человека и совершенствует его как личность. [7, c.38]
Латиноамериканские танцы для детей младшегошкольного возраста
Бальный танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством развития ребенка. Занятия латиноамериканскими танцами, которые в основе своей содержат популярные народные танцы доведенные исполнителями профессионалами до совершенства не только учат понимать прекрасное, ...
Основные типологии прозвищ
До сих пор отсутствует единая типология прозвищ. Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в осн ...
Работа социального педагога в детских реабилитациоонных центрах
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрам ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.