Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 3

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов, считая, что человек конструирует эмоции из своего опыта, что эмоции – продукт культуры, социализации и обучения. К. Изард предлагает несколько критериев, на основе которых можно определить базовые эмоции:

Базовая эмоция имеет отчетливые и специфические нервные субстраты;

Базовая эмоция проявляет себя при помощи мимики;

Базовая эмоция возникает в результате эволюционно-биологических процессов;

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, осознаваемое человеком;

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции радости, интереса, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. К таковым можно отнести и эмоции стыда, смущения. Эмоция вины не имеет мимического и пантомимического выражения. (21, с. 63) Фундаментальными считаются эмоции, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т.е. их можно увидеть в экспрессивной мимике других приматов.

Любая фундаментальная эмоция имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Любая эмоция работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключения составляет эмоция становящаяся более интенсивной, чем того требует ситуация. Тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. В целом, эмоция несет конструктивное значение. Функция конкретной эмоции рассматривается на 3-х уровнях:

эмоция выполняет специфическую биологическую функцию, (например, поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц к мышцам, отвечающим за движения, вызывает эмоция гнева).

мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

социальна функция: сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.(21, с. 75)

Эмоции неотделимы от личности, они характеризуют его личность. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, эмоции и отношение являются сарказм, юмор, ирония, сатира. (22, с.455) Высшие эмоции и чувства поддаются совершенствованию, что означает личностное развитие их обладателя.

Период младшего школьного возраста охватывает годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы и в деятельности внутренних органов.

Интенсивное физическое развитие вызывает у ребенка потребность в движении. Свойственную младшему школьнику двигательную активность не стоит сдерживать – это вызывает изменения в эмоциональном состоянии ребенка. Правильно организованная активность приводит к улучшениям эмоционального тонуса ребенка, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным (47, с. 52).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Краеведение как источник патриотических идей воспитания
В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье. Однако состояние размытости и противоречивости тако ...

Методическое использование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу, что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языка уделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трех методистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зрения ...

Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru