Информация о педагогике » Формирование технических знаний на уроках технологии » Анализ педагогических подготовок к формированию знаний учащихся

Анализ педагогических подготовок к формированию знаний учащихся

Страница 2

Учитывая разные качества знаний учащихся, а особенно характер их прогрессивного развития, учителя, закономерно должны направлять свою организаторскую методическую деятельность на реализацию всех возможностей, способствующих усвоению школьниками полных, прочных и глубоких знаний. По существу это - ведущая цель обучения по усвоению знаний, от успешного достижения которой зависят процессы научно-материалистического воспитания учащихся и их общего развития. Главный путь осуществления этой цели заключается в систематическом дидактически правильном взаимодействии на уроках учителя через методы преподавания и познавательной деятельности учащихся через методы учения. Такое единство этих двух деятельностей ведет учащихся к овладению правильными, полными, глубокими, прочными знаниями основ наук, а также стимулирует развитие у школьников настойчивого стремления к самообразованию, дальнейшему совершенствованию знаний вне школы и после ее окончания.

Усвоение учебной информации связано также с дидактическими целями познавательной деятельности учащихся, поэтому, чтобы усвоение знаний осуществлялось учащимися осмысленно, учителю необходимо обеспечить их применение в процессе учения. Для развития усвоенных знаний необходим их перенос в новые ситуации. Выбор и эффективность методов учения обусловлены их соответствием одному из трех выделенных нами уровней учебной информации. На фактическом уровне информации целесообразны методы учения, стимулирующие репродуктивную, наглядно-чувственную познавательную деятельность школьников (наблюдения, зарисовки, письменные ответы и др.). При восприятии информации на понятийном уровне методы учения стимулируют чувственно-абстрактную деятельность учащихся (учебный эксперимент, составление аналитических таблиц и др.). Восприятие знаний на теоретическом уровне связано в основном с абстрактными формами мышления, что стимулируется разнообразными методами учения, но особенно такими, как сложное моделирование и конструирование, решение расчетных задач. Все методы учения рассчитаны на творческое применение знаний, систематический многосторонний межпредметный их перенос в различные учебные ситуации. В зависимости от качественного уровня учебной информации определяются уровни применения и переноса знаний, соответственно активизирующие познавательную деятельность школьников. Фактический уровень стимулирует воспроизводящее применение знаний и эпизодический их перенос. Понятийный уровень стимулирует применение знаний на исследовательской основе и обеспечивает их систематизированный перенос, что вызывает у учащихся внутрипредметные ассоциации, способствующие формированию и развитию фундаментальных внутрипредметных и некоторых межпредметных понятий. Теоретический уровень учебной информации стимулирует применение знаний на теоретической основе в сочетании с многосторонне систематизированным переносом, вызывающим у школьников обширные межсистемные ассоциации, переходящие в фундаментальные межпредметные естественнонаучные понятия.

Необходимым элементом процесса учения является самооценка школьниками усвоения информации. Если познавательная деятельность стимулируется получением новой информации на фактическом уровне, то учащиеся могут оценить результаты усвоения знаний по двум категориям: правильность и полнота. Если новая информация усвоена на понятийном уровне, то кроме правильности и полноты используется критерий доказательности. При усвоении новой информации на теоретическом уровне присоединяется еще один критерий - действенность.

Используя эти показатели, учащиеся получают возможность сами определить, как они продвигаются в учении, а учитель может объективно оценить усвоение знаний всеми школьниками и проанализировать, как оптимизируется познавательная деятельность учащихся, как идет развитие знаний каждого из них и класса в целом, правильно ли осуществляется последовательность усвоения основополагающих фундаментальных понятий. Если же оценивать все эти показатели с позиции циклового подхода, то легко можно представить себе, насколько повышается эффективность процесса учения школьников, если он осуществляется в едином дидактическом направлении. Одновременно значительно возрастает воспитательная сила этих уроков.

Здесь же мы можем рассмотреть теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.

В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и в частности содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность ребенка представляется как

познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения предмета учебного и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знании, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщении - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношении объектов, условии их происхождения и преобразования.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Анализ заданий учебника алгебры и начал анализа на соответствие кодификатору ЕГЭ
Будучи на педагогической практике в школе мне пришлось проверять несколько пробных работ по ЕГЭ, которые писали ученики 11 классов. Не все учащиеся смогли справиться с этой работой достойно. В этой связи возникает вопрос, может ли ученик, обучающийся по современным учебникам для 10–11 классов подго ...

Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси
В таком положении было просвещение русского народа до нашествия монголов (до середины XIII в). Последнее особенно сильно отразилось на Северо-Восточной Руси, и с этих пор история Северо-Восточной и Юго-Западной Руси идет различными путями. Монгольское иго содействовало упадку и без того, как мы уже ...

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека
Под самосознанием принято понимать осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразны ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru