Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связной речи.
На первом этапе работы проводился констатирующий эксперимент. В него вошли следующие задания:
1. Описание игрушки.
Цель: Выявить особенности связных монологических высказываний у детей пятого года жизни в ходе описания игрушки: структуру, последовательность и связность изложения, характер предложений и используемых языковых средств.
2. Описание предмета.
Цель: Изучить особенности связных монологических высказываний описательного типа у детей пятого года жизни в ходе рассказа о предмете.
3. Рассказ по сюжетной картинке.
Цель: Изучить особенности связных монологических высказываний последовательного типа у детей пятого года жизни в ходе рассказа по сюжетной картинке.
Для выяснения навыков описания детям предлагалось рассказать про игрушку: "Рассмотри внимательно матрешку и расскажи про нее все. Какая она?" В протоколе №1 дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний. Речь детей не исправлялась. Обследование детей проводилось в индивидуальном порядке для того, чтобы исключить влияние высказываний одного ребенка на качество речи других детей.
Для анализа связных монологических высказываний описательного типа были использованы показатели:
1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.
2) Связность изложения.
3) Используемые языковые средства в высказывании: количество прилагательных, существительных, глаголов.
4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
5) Информативность высказывания: количество слов, используемых в изложении.
6) Плавность высказывания: количество пауз.
Данные анализа протокола №1 отражены в таблице 1.
На основе методики оценки детских текстов, Т.А.Ладыженской и О.С. Ушаковой, а также данных анализа связных высказываний были выделены 4 уровня развития связной речи.
I Высокий уровень.
Дети чувствуют структурную организацию текста. В рассказах прослеживается композиционная завершенность, связность частей высказывания. В описании используются разнообразные средства языка, высокая информативность высказывания. Рассказы построены грамматически правильно, присутствует большое число предложений сложно подчиненной конструкции. Речь плавная, количество пауз не больше двух.
II Уровень выше среднего.
Нарушена структура и последовательность описания. Наряду с местоименной связью используют формально-присоединительную /союзы а, и/. В высказывании практически отсутствуют образные средства языка, преобладают предложения простой конструкции, хотя используют и предложения сложноподчиненной конструкции; в речи есть паузы. Рассказ составляют с помощью взрослого.
III Средний уровень.
Возрастные особенности подростков
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих ...
Выявление и оценка уровня сенсорного развития
Николаевой Т.В.была разработана методика комплексного педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развити ...
Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее ск ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.