Разновидностью повествования является, по утверждению Т.А.Ладыженской, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. Т.А. Ладыженская представляет схему повествования следующим образом: начало события, развитие события, конец события.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом языковых умений :
1) строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью ;
2) пользоваться различными функционально - смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации ;
3) соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели ;
4) соединить предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств ;
5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Проблема связной речи, ее становление и развитие рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях. (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леотьев, А.М.Леушина, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др).
Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.
С.Л.Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. "Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя." Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребенок начинает устанавливать связи между предметами. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что связная речь - этакая речь, которая понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно из самого контекста речи; это контекстная речь. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Речь ребенка отличается тем, что "она не образует связного смыслового целого, такого "контекста", чтобы на основании только его можно было ее понять ."
Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Н.Лентьев, Л.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др. )
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами.
Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С.Выготского "Мышление и речь" основным вопросом является отношение речи и мышления. Л.С. Выготский понимал это отношение как внутреннее диалектическое единство, вместе с тем он подчеркивал, что мысль не совпадает с ее речевым выражением. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах.
С.А. Рубинштейн отмечает, что " . с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом".
Исследования Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна и других доказывают, что у маленьких детей диалог предшествует монологу. Они отличаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам.
Цели, задачи и методики исследования
Цель работы
: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности. Объект
: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса прак ...
Основные принципы социальной педагогики
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.