6.Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как сугубо дисциплинированному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. В связи с вышесказанным
становится очевидным актуальность использования в воспитательной работе такой формы как кружок, поскольку он позволяет в полной мере реализовать данные принципы.
Кружок, по определению Ожегова СИ., – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация.
Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключается в организации кружков, секций и клубов различных направлений. Кружковая работа осуществляется в процессе внеучебной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования Выделяют кружки: предметные, художественно – эстетические, технические, натуралистические.
Формы воспитания в кружковой работе соответствуют методике дополнительного образования.
Форма организации воспитания – очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как складываются эти отношения, какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы. Так, кружковая работа предполагает определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожелания детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных о индивидуальных особенностей.
В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм кружковой работы в зависимости от того, как организованы его члены: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:
1)фронтальная, или массовая, работа;
2)групповая,
3)индивидуальная работа.
Это наиболее распространенная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их обучения.
Авторский подход Е.В. Титовой определяет форму как внешнее выражение, какого либо содержания. Форма – это структура, система организации чего-либо. В данном случае, если говорить о кружковой работе, то следует отметить, что основными типами ее форм являются воспитательные мероприятия, воспитательные дела, игры.
Типы форм воспитательной работы различают между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.
По мере становления временного детского коллектива происходит переход из одного типа в другой «по лесенке»: мероприятия – игры – дела, и с точки зрения воспитательных возможностей являются показателями роста детского коллектива и его воспитательного потенциала.
Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...
Динамика гендерных различий в уровне притязаний
детей старшего дошкольного возраста
Для изучения гендерных различий в уровне притязаний детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика "Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности" Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной. Данная диагностика включает в себя три серии, которые проводят по выбор ...
Особенности работы по изучению частей речи в начальных
классах
Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснов ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.