Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»

Страница 3

Музейный зритель (учащийся) так же, как и музейный педагог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественно-эстетическое восприятие и творческое начало.

Музейный предмет (экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса [13, с. 42].

Данная трехмерная совокупность составляет единую систему, которая реализуется в музейной среде, обладающей специфической образовательной ценностью и являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.

Музейная среда состоит из следующих компонентов: около-музейное пространство, организующее внимание зрителя; собственно музейное здание, настраивающее на восприятие музейных предметов; экспозиция как презентация музейных памятников.

Таким образом, компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение социокультурного опыта в личные качества формируемого человека.

В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы: интерактивность, так как человек запоминает только то, что он делает; комплексность, означающая в данном случае включение всех каналов восприятия (чувственный, логично-аналитический, психомоторный); программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ. Музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов. В этом процессе формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества. В условиях музея художественно-сотворческую деятельность можно рассматривать в двух направлениях: как художественное творчество (Б.П. Юсов) [25, 45] и как художественно-педагогическую деятельность (В.И. Гинецинский) [24, 104]. Данный вид деятельности позволяет музею усилить преподавание в школе и вузе профильных музею дисциплин, включая в содержание учебно-воспитательного процесса материальные ценности человечества. Образовательная деятельность музея способствует гармонизации личности, отдавая предпочтение логическому мышлению, на развитие которого акцентировано школьное и вузовское образование. В процессе обучения в условиях музейной среды повышается общая эрудиция, расширяется культурный кругозор, пополняются знания в профильной музею области и развиваются способности учащегося к творчеству.

Музейно-педагогический процесс – средство реализации образовательной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации аудиторией (учащимися), определяется как музейная коммуникация, в процессе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Главное направление музейно-педагогической деятельности – взаимодействие с системой образования. Формы, имеющие историческую устойчивость бытования в музее, можно считать традиционными (экскурсия, лекция, студийные занятия и т.д.). формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные. Выяснение действенности избранных форм, определение качества полученных результатов и подтверждение правильности использованных методов на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования или выполнения контрольных заданий музейной аудиторией обозначаются понятием «проверка эффективности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Педагогия домонгольского периода
Характер образования - религиозно-церковный - в данный период определялся обстоятельствами зарождения у нас грамотности и государственности вообще: начало последней совпадает с принятием нами христианства и элементов грамотности. Вместе с принятием христианства к нам пришла из Византии и азбука, из ...

Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...

Конкретные технологии социально-педагогической деятельности
Полная социальная адаптация человека предполагает совокупность следующих адаптаций: - Организационная адаптация (содействие созданию для человека благоприятных условий для жизни и деятельности). Предусматривает использование методов организации практической деятельности и поведения индивида; - Экон ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru