Тема: Структура прозвища.
Цель: сформировать умение выделять основные структурные типы прозвищ.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основными структурными типами прозвищ, а также пронаблюдать над их отдельными орфографическими особенностями.
III. Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
1. Что такое ономастика?
2. Что называют прозвищем?
3. Кто из лингвистов первым сделал попытку определить специфику прозвищ в плане его отличия от неофициальных личных имен? (Н.Н. Ушаков)
4. Назовите основные черты прозвищ (корпоративность, индивидуальность, семантическая наполненность)
5. Что такое окказионализмы?
IV. Проверка д/з.
Ребята, дома вы должны были написать небольшое сочинение на тему "Вот такие разные прозвища". Давайте проверим. (Зачитывают 2-3 человека).
IV. Объяснение нового материала.
Мы видим, как много существует прозвищ и все они разные по своей структуре. Одни состоят из одного слова, другие из двух и более.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что с точки зрения структуры прозвищные именования можно подразделить на следующие типы:
(Запись в тетради)
1) Однословные прозвища - могут быть как простыми словами, т.е. имеющие один корень (например, Рыжий, Лебедь, Карбюратор), так и сложными словами, включающими больше одной корневой морфемы и характеризующимися при этом цельнооформленностью (например, Семицветик, Самовар и т.п.).
2) Двусоставные представляют собой различного вида словосочетания, характеризующиеся отсутствием глагольной формы. Могут быть двухкомпонентными и многокомпонентными.
(Запись на доске)
( - Ребята, может быть вы вспомните прозвища, относящиеся к этим типам?)
Ребята, взгляните: какие части речи могут входить в структуру прозвищ? (Перечисляют - сущ., прилаг., сочетания наречий, служебные слова).
(Запись в тетради)
3) Прозвища-фразы (имеют неограниченное количество видов, образование осуществляется по разным моделям (например, "не обожги", "скопи мешочек", "Люба, слезь с дуба" и т.п.)).
Ребята, давайте вспомним, что такое аббревиатура?
Так вот, существуют
4) Прозвища-аббревиатуры (например, Экс Ник-Ник, Глав, Замбух).
5) Еще ученые выделяют прозвища-формулы (например, CuSO4, A3 (в кубе), Ашдвемолекулы). Они появляются в результате онимизации математических и химических формул. Фиксироваться на письме могут как в виде формул, так и в словесной форме.
Ребята, письменная передача каждого их типов прозвищ вызывает свои трудности. Затруднения в написании вызваны рядом причин. Об этом мы узнаем на следующем уроке.
V. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Запишите в тетради прозвища и соотнесите их по структурным типам.
Цель: закрепить умение определять структурные типы прозвищ.
Длинноухий-Зайцев, Паровоз, Гайка, не влезай убьет, Нюша Глазка, Машка-новая рубашка, Завклуб, Валя-Мандаля, Вася Фукс, Челюсть в стакане, Н2О, 3 банана, два портфеля.
Развитие образования и педагогической мысли в эпоху
Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...
Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной
школе
География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать. В 60-х годах XIX века ...
Общественно-политическое
положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.