1) Цели и задачи.
Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе.
Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведениями по антропонимии (прозвищам), диалектным особенностям языка, что способствует саморазвитию и самоактуализации личности учащегося.
Задачи:
1) ознакомить учащихся с основным разрядом антропонимов-прозвищами, с их структурными, грамматическими, орфографическими особенностями;
2) рассмотреть основные типологии прозвищ, выявить особенности;
3) сформировать систему терминов и понятий ономастики как науки;
4) показать значимость дисциплины для формирования навыков культуры устной и письменной речи.
2) Объем дисциплины и виды учебной работы.
Программа предполагает 34 часа, из них 18 теоретических и 16 практических, включая семинары, практические занятия.
3) Требования по проведению курса.
Факультатив предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.
Целесообразно в начале учебного года провести письменный опрос учащихся с целью выявить тех из них, которые проявляют интерес к диалектной лексике, а точнее одному из видов в разряде антропонимов - прозвищам. Для этого перед учащимися можно поставить такие вопросы:
1) что такое по вашему "прозвище";
2) употребляете ли вы их в своей речи;
3) от кого вы чаще всего их слышите и т.п.
4) Содержание дисциплины
№ |
Название |
Основные темы |
Количество часов | |
лекцион. |
практич. | |||
1 |
1. Введение. Определение целей и задач курса. 2. О сравнительной древности прозвищ. 3. Крупнейшие собиратели прозвищ в России. Работы ученых-лингвистов |
1 1 1 |
1 1 | |
2 |
Особенности структуры, словообразования, морфологии и грамматики прозвищ. Особенности написания |
1. Структура прозвищ 2. Морфологические и грамматические особенности прозвищ 3. Словообразовательные особенности прозвищ 4. Орфография прозвищ |
1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
3 |
Основные типологии прозвищ |
1. Индивидуальные, групповые, профессиональные, возрастные группы прозвищ 2. Классификация в зависимости от признаков объектов 3. Коллективные прозвища 4. Основные номинации наименований лиц (прозвища как разновидность наименования лиц) 5. К вопросу о классификации индивидуальных прозвищ 6. Особенности оценочных характеристических прозвищ |
1 1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 |
4 |
Употребление прозвищ в устной и письменной речи |
1. Современные прозвища в речи 2. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвищ) 3. Прозвища как явление русского устного народного творчества 4. Употребление прозвищ в художественной литературе 5. Речевой этикет и культура общения |
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 |
Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...
Анализ школьной
программы
Функциональная линия – это одна из ведущих линий в школьной математике, знакомство с ней начинается в 5 классе, а заканчивается в 11 классе. В основной школе происходит изучение таких понятий, как функция, область определения функции, способы задания функции, график функции, возрастание и убывание ...
Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства" . Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога. В е ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.