К лингвистическому краеведению в школе особенно часто стали обращаться в последнее время в связи с включением в образование регионального компонента. Конечная цель курса - приобщение школьников к национальной языковой культуре. В условиях девальвации духовных ценностей эта работа особенно важна.
Практика показала, что содержание лингвистического краеведения часто суживается и сводится только к исследованию диалектных лексических особенностей или анализу региональных черт в языке забайкальских писателей. Но следует знать, что лингвистическое краеведение включает в себя ряд направлений.
Первое из них - изучение местного говора в синхронном аспекте. При этом исследуется лексический состав, фонетические, морфологические, синтаксические особенности.
Второе направление - описание местного говора в диахроническом аспекте.
Третье направление - анализ языка региональных памятников письменности.
Четвертое направление - региональная ономастика, включающая в себя несколько разделов. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий происхождение имен, отчеств, фамилии, прозвищ. Топонимика - раздел ономастики, изучающий происхождение наименований населенных пунктов, рек, озер и т.д.
В последнее время ономастика привлекает к себе все больший интерес лингвистов, однако отдельные ее области до сих пор остаются недостаточно разработанными. Таким мало исследованным видом в разряде антропонимов являются прозвища. Исследования современных прозвищных именований базировалось преимущественно на диалектной лексике, и только в последние годы лингвисты обратили внимание на прозвища, бытующие в различных группах нашего общества. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ.
Но тем не менее, прозвища обладают определенной семантической наполненностью, они индивидуальны по своему образованию и возникают в результате самых разных отступлений от принятых норм именования, произношения, моделей образования и т.п. [13: 50]
Вопрос об изучении прозвищ в школе открыт, учителя ведут работу с детьми по повышению качества речи. Изучение данной темы дает основание сделать вывод, что надо стараться избегать употребления прозвищ в речи, поскольку вопрос тесно связан с культурой нашей речи.
Народ любит хлесткие прозвища; и сегодня педагоги в школе затрачивают немало труда на борьбу с привычкой ребят награждать товарищей разными кличками.
Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Этот процесс социализации заключается в том, что взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами. [20: 66] Взрослые употребляют широко прозвища в своей речи (подчеркивая какую-то особенность характера человека, внешний вид, внутренние качества и т.д.), дети же, постигая эту "культуру взрослого", тоже начинают употреблять прозвища.
Задача учителя-филолога заключается побороть эту "привычку" детей награждать товарищей разными "наименованиями", ведь культура поведения - совокупность повседневного поведения человека (в труде, в быту, в обращении с другими людьми), в которой находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения - это весь человек, во всей своей совокупности не только внешние проявления, но и внутренние качества. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за растущих, за те, кто идет на смену.
Культура общения - это та часть культуры, поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене, репликами в беседе. [20: 68]
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...
Основные
проблемные ситуации при изучении темы «Предельные однооосновные кислоты»
Карбоновые кислоты – класс органических соединений, молекулы которых содержат карбоксильные группы СООН, их различают по строению углеводородного остатка, по числу карбоксилов, наличию дополнительных функциональных групп (гидроксильных ОН, аминных NН2 и др.). Обладают слабыми кислотными свойствами. ...
Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества. Для проведения формирующего эксперимента группа была ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.