Вопрос в определении сущности прозвищ

Страница 1

Язык является средством общения людей, и потому он на всех этапах своего развития существует как общий и единый язык для этноса [7: 3].

Язык современной нации представляет собой сложную систему, в которую входят, с одной стороны, стандартная, обработанная, литературная разновидность языка, с другой - его диалекты. Отличаясь друг от друга и от литературного языка рядом характерных черт фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики, все диалекты одного языка образуют целостное единство общих присущих им особенностей, благодаря которым язык в целом может быть противопоставлен всем другим языкам.

Диалектология - это лингвистическая дисциплина, которая изучает территориальные диалекты (говоры) конкретного языка.

Диалект - разновидность (вариант) данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом. [7: 28]

С середины ХХ в. в разных регионах страны наблюдается интенсивное изучение диалектной речи и языковых особенностей местных рукописных памятников письменности XVI-XVIII вв., содержащих в себе не только лингвистическую, но и историко-культурную информацию. Эти обстоятельства и послужили становлению и оформлению региональной лингвистики или лингвистического краеведения как совокупность знаний о языке определенной территории.

Большое количество работ написано о таком разделе языкознания, как ономастика - наука, изучающая имена собственные живых существ. К именам собственных живых существ относятся:

1) личные имена людей;

2) отчества;

3) прозвища;

4) фамилии;

5) клички животных. [13: 8]

Одним из источников изучения русской антропонимии - лексические богатства русских говоров, которые представляют интерес не только как источник исторического ретроспективного изучения языка, но и как народная устно-разговорная разновидность современного языка. В этом плане большое значение имеет изучение прозвищ.

Прозвище - слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества.

Данный слой диалектной лексики почти не изучен. [16: 26]

Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в 50-70-е годы. В это время выходят одно за другим исследования прозвищ, в которых материал уже не просто описан, но и подвергается анализу. Все исследования можно разделить на 2 группы. К первой относятся те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие "прозвище". Ко второй, - те, в которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. Хотя следует отметить, что разграничение не совсем четкое. [8: 34] Самым древним термином следует считать имя, которое до 15 в. употреблялось в самом широком значении. Человека, как и многие предметы, могли именовать, нарекать, называть, прозывать. Таким образом, у слова имя была "богатая синонимическая замена". [14: 39] В 18-19 веках происходит определенное дифференцирование при именовании. В.И. Даль отмечал: "Имя предмета - название; Имя животного - кличка; Имя человека - собственное имя, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось. [5: 43] Словарь Ушакова дает следующее определение: "Прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица". Словарь синонимов: "Прозвище - название, указывающее на кому-либо в шутку, в насмешку". Противопоставление канонических личных имен русским мирским постепенно привело к сдвигу значения в термине прозвище. До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать под термином прозвище. Г.О. Винокур определил прозвище как термин, которому "не свойственна интеллектуальная чистота" [12: 66], т.е. отрешенность от образных и эмоциональных переживаний, "обычно сопутствующих обиходному словоупотреблению".

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Вопрос о необходимости изучения прозвищ в школе
К лингвистическому краеведению в школе особенно часто стали обращаться в последнее время в связи с включением в образование регионального компонента. Конечная цель курса - приобщение школьников к национальной языковой культуре. В условиях девальвации духовных ценностей эта работа особенно важна. Пр ...

Опыт разработки и проведения уроков
В соответствии с изложенными выше требованиями нами были разработаны и проведены уроки трудового обучения в 1, 2, 3 и 4 классах. В данном параграфе будет представлен опыт их организации. Конспекты уроков приведены соответственно в приложениях 2, 3, 4, 5. Тема урока, проведенного в первом классе, - ...

Основные дидактические функции задач по теме "Площади фигур" и их реализация в учебном процессе
Сборник задач "на площади". Типология задач сборника площадь фигура учебник школа В данном сборнике представлены задачи следующих блоков: 1) Измерение площадей; 2) Вычисление площадей; 3) Метод площадей; 4) Разные задачи. Результат сравнительного анализа школьных учебников по геометрии уб ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru