Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 1

Педагогический эксперимент мы рассматриваем как один из основных методов нашего исследования, применявшихся для выявления и обоснования педагогических условий совершенствования системы формирования познавательной активности у студентов.

Для достижения цели опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Выявлялось состояние познавательной активности студентов;

2. Выявлялись условия формирования познавательной активности учащихся.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в два этапа:

1. Констатирующий – предполагал выявление состояния познавательной активности студентов;

2. Контрольно – оценочный – выявление условий эффективного формирования познавательной активности учащихся.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты Йошкар-олинского технологического колледжа. Началом опытно – экспериментальной работы стало констатирующее исследование, целью которого было выявление уровня сформированности познавательной активности студентов.

Важным моментом был вопрос о выборе измерительного инструментария, который можно было использовать на всех этапах опытно – экспериментальной работы. Измерительный инструментарий должен был удовлетворять ряду требований. Во-первых, методы измерения должны взаимодополнять и взаимопроверять друг друга. Во-вторых, полученная в ходе эксперимента информация должна однозначно выражать состояние процесса формирования познавательной активности, быть объективным и достаточным. Кроме того, необходимо учитывать и временные траты на проведение того или иного компонента, поэтому необходимо было учитывать и такую характеристику как оперативность метода.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности я использовала такие методы как тестирование, анкетирование, наблюдение.

На констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы принимали участие студенты. Диагностика проводилась при использовании вышеперечисленных методик и в соответствии с разработанными критериями и показателями сформированности познавательной активности. Оценивание уровня сформированности когнитивного, личностного, деятельностного компонентов проводилось по 4-х балльной шкале в соответствии с выделенными показателями и критериями.

С целью выявления сущности познавательной активности студентов я пыталась соотнести оценку, полученную в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения и самооценку обучающихся. Для выявления сформированности компонентов познавательной активности мной были составлены специальные анкеты. При разработке анкет отправной точкой явилось определение круга информации, которую необходимо было получить. При подборе вопросов анкеты я опиралась на три основных признака: по назначению, форме и содержанию. По назначению вопросы подразделяются на: фильтрующие, позволяющие выяснить осведомлённость учащихся по проблеме; основные, нацеленные на получение главной информации; контрольные, позволяющие проверить достоверность сведений, получаемых в ответах на основные вопросы.

По форме построения я использовала закрытые вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет», и открытые, не предполагающие ответа. По содержанию применялись вопросы как фактологические, так вопросы и о личности опрашиваемого.

При обработке данных, полученных в ходе анкетирования, меня интересовали не только количественные показатели, но и качественные характеристики ответов учащихся. Так, при выявлении понимания сущности познавательной активности испытуемым предлагался ряд вопросов, предполагающих развёрнутый ответ.

На вопрос: Необходимо ли развивать у учащихся колледжа познавательную активность? Почему?

Многие учащиеся дали односложные ответы: «да», «конечно», «познавательная активность важна» (75%) и т.д. Такие ответы свидетельствуют лишь о том, что учащиеся имеют нечёткое представление о роли познавательной активности, но были получены и следующие варианты ответов (15%):

«Формирование познавательной активности необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности»;

«Познавательная активность – качество, способствующее углублению знаний, также процессу самосовершенствованию».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...

Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слу ...

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru