В возрасте от года до 1,6 месяцев
следует развивать способность различать контрастные формы предметов (шар от куба) и контрастную величину предметов, например большие кольца от значительно меньших. В процессе занятий в игровой форме ребёнку предлагается, например, разложить большие шарики в одну коробку, а маленькие в другую, куб и шар вложить в соответствующие отверстия, на ощупь вынуть из мешочка шарик (или кубик) и др Для развития слухового восприятия надо давать различные озвученные игрушки, побуждать детей прислушиваться к окружающим звукам, вслушиваться в слова, чему очень способствуют народные прибаутки, короткие стихи. Дети первого полугодия 2-го года
жизни внимательно вслушиваются ожидая определённого слова, после которого проделывают то или иное движение или приговаривают «бух», плачет».
В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет
усложняются воспитательные задачи и содержание деятельности. Детям даются не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но нужно развивать более тонкую дифференциацию: отличать уже другие геометрические формы, отличать от других и сходные по форме предметы; развивать способность более тонко различать величину предметов, например, устанавливать правильную по размерам последовательность 5-6 колец пирамиды, вложить друг в друга 3 матрешки разных размеров. Следует фиксировать внимание на цвете предметов, сначала научить различать 2 цвета, а к 2 годам
4 цвета, для чего упражнять ребёнка в выполнении постепенно усложняющихся заданий: разложить красные и синие шарики в соответственно окрашенные коробки, найти по показу красный кубик среди 2-3 цветов, подобрать к коробкам различной формы соответствующие по форме крышки и др.(1)
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте
:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах предметов;
- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. До пяти лет ребёнок пользуется предметными эталонами.
Освоение эталонных значенийпроходит в 3 периода:
I (до трех лет) - период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);
Сущность понятия патриотизма
Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независ ...
Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогической науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственн ...
Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.