В работе Г.А. Прасловой, мы встретились также с суждением О. П. Радыновой, которая исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы ее формирования: метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.); метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа.
О.П.Радынова утверждает, что "Б.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание"[14;46].
Как уже было сказано ранее, "на занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей"[14;147]. Следовательно, и развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. О.П.Радынова считает, что "все виды музыкальной деятельности служат этой цели. В пении игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки также помогают развитию музыкальных способностей"[14;147].
Как пишет, "музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.
Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей" [14;148].
О.П. Радынова делит музыкальные занятия по содержанию в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы. Типовые (включают в себя все виды музыкальной деятельности), доминантные (какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает), тематические (выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности) и комплексные (содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности; бывают фронтальными, проводятся со всей группой детей). Автор советует варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей и уровня их музыкального развития.
Таким образом, на музыкальном занятии в ДОУ осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности. Результаты, достигнутые на занятии, зависят от эмоциональной атмосферы, которая, зависит от увлеченности педагога своим делом, от верной структуры занятия и от удачно подобранного музыкального материала. А также от правильного использования методов и приемов, способствующих развитию способностей в комплексе, формированию основ музыкальной и общей культуры.
Физкультурный праздник
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во ...
Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее ск ...
Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего
эксперимента
Второй частью нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Его основной целью было совершенствование существующих методических приемов и коррекционных подходов к формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для достижения намеченной цели нами были ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.