Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие "неразвивающаяся способность".
В своей работе "Проблемы индивидуальных различий" Б. М. Теплов утверждает – "под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют такие особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей".
Так что же такое способности? В энциклопедии Кирилла и Мефодия дается такое определение: "Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности" [2].
В пособии "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста" А. Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской мы встретились с определением одного из авторов современной концепции способностей человека В. Д. Шадрикова, Психолог пишет, что способности – это "свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности" [5;71].
По мнению Е.Н.Федорович "Музыкальные способности обусловливают успешность восприятия, исполнения и сочинения музыки, а также обучаемость в области музыки" [16;12].
Большинство исследователей считают, что своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности, является музыкальностью.
Об этом они пишут в своих работах: Б.М. Теплов "Психология музыкальных способностей", Н.А. Ветлугина "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду", В.П. Анисимов "Диагностика музыкальных способностей детей", О.П. Радынова "Музыкальное развитие детей", "Музыкальное воспитание дошкольников".
Музыкальность, по Б. М. Теплову - это "тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности" [15;51].
Вслед за Тепловым многие авторы признают, что музыкальность - это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой и сходятся на том, что способности, входящие в "ядро" музыкальности это:
Ладовое чувство: узнавание мелодии, определение закончилась или не закончилась мелодия. (В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке).
Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями: воспроизведение мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и воображение.
Музыкально-ритмическое чувство: способность воспринимать метроритм в музыке, чувствовать его эмоционально, адекватно воспроизводить.
Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. В своей работе "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н.А. Ветлугина и А.В. Кенеман предлагают нам мнение академика Б. В. Асафьева, который "обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся "туповатостью" восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке" [3;25].
С различной трактовкой понятия музыкальность мы встречаемся в работе Анисимова В.П. "Диагностика музыкальных способностей". Психолог отмечает, что "в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей" [1;31]. Он приводит мнение ряда авторов.
Так, В.П.Анисимов, ссылается на мнение С.И. Науменко: "Музыкальность - система иерархически соподчиненных общих и специальных (собственно музыкальных) способностей". К общим способностям автор относит эстетический вкус, способность творчески проникать в художественную сущность музыки, давать эстетические оценки, а к специальным она относит "музыкальный слух (ритмический, мелодический, гармонический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого" [1;34]. Анисимов считает, что трудно согласиться с автором в трактовке таких базовых психологических свойств личности, как эмоциональность, воображение и чувство целого в исключительно музыкальном их значении. Он отмечает, что не учтены и такие специальные компоненты музыкальности, как динамическое и тембровое чувство. А чувство целого, по-видимому, следует понимать как чувство музыкальной формы. Кроме того, Анисимову непонятно, почему творческое воображение автор относит исключительно к специальным способностям и в то же время способность "творчески проникать в художественную сущность музыки" рассматривает как общую.
Анализ опыта работы учителя начальных классов МБОУ НОШ №31 по организации и
проведению уроков естествознания
Познакомившись с теоретико-методическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках естествознания, мы осуществили исследование по вопросу организации разнообразных типов и видов уроков естествознания в современной начальной школе. Этому посвящена практическая глава нашей работы. ...
Сущность понятия патриотизма
Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независ ...
Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них выя ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.